На международном уровне клиторидэктомия давно объявлена недопустимым проявлением мизогинии (то есть ненависти к женщинам) и бесчеловечной практикой, подлежащей тотальному искоренению. Для этого существуют специальные программы ВОЗ и ООН, на это выделяются миллиарды. Формально Россия тоже ведет эту борьбу. Утвержденная Минздравом РФ номенклатура медицинских услуг содержит «пластику клитора», но такие операции запрещено проводить на детях. В свою очередь Семейный кодекс подразумевает лишение родительских прав за «осуществление физического насилия над детьми», «покушение на половую неприкосновенность детей» и «умышленное преступление против жизни или здоровья детей». Однако клиторидэктомию в РФ по-прежнему рекламируют и практикуют, в основном, как считается, в Дагестане. Ее оправдывают «предписаниями ислама», но это ложь – ничего подобного ислам не предписывает, наоборот, существуют фетвы, запрещающие «женское обрезание». На самом деле речь идет о региональных традициях – доисламских практиках отдельных народов Африки, сохранившихся до наших дней. Клиторидэктомия распространена в Эфиопии, Эритрее, Йемене, Сомали, Судане, Мали, Чаде, ЦАР, но в первую очередь – в Египте, где таких операций особенно много, несмотря на прямой запрет в законодательстве. Другая отличительная черта этой страны – обилие богословских университетов, поставлявших кадры в том числе в Россию, где после развала СССР началось «исламское возрождение». Миссионеры из Египта внесли серьезную лепту в распространение религиозного экстремизма на Северном Кавказе, а заодно «на хвосте» привезли с собой и практику клиторидэктомии. Нет никаких свидетельств в пользу того, что ее практиковали в Дагестане или Ингушетии до 1990-х годов, так что разговоры о «древних обычаях» такое же вранье, как и о «предписаниях ислама». Другими словами, мы имеем дело со своего рода сектантством. К специфическим религиозным практикам, ущемляющим права малолетних, российская правоохранительная система вроде как относится без понимания. Например, со «Свидетелями Иеговы*» у нас буквально воюют как с экстремистами, хотя это религиозное движение категорически отрицает любое насилие. Но, например, переливание крови оно отрицает тоже, что ставит под угрозу жизнь и здоровье детей. В области незаконных операций на клиторе аналогичного репрессивного рвения не прослеживается. А почему, вопрос открытый. Может быть, это сектантство проникло в прокуратуру северокавказских регионов, может быть, играет определенную роль местная клановость, но мы предположим, что правоохранителям просто не хватает инструментария, следовательно, их инструментарий необходимо расширить. |