И снесли "Ляписы" яичко, даже несколько, и не простые, а как водится, золотые. Далее события развивались по знакомому сюжету: "Сначала все ржали, потом стало грустно". Все как в шоу-бизнесе, над которым этими же словами так разоблачительно иронизирует "Ляпис Трубецкой" в песенке "Фабричная". Потом все снова повеселели. И так 12 раз - по одному на каждый вокально-инструментальный номер на альбоме "Золотые яйцы". Так и не знаешь, на чем остановиться. Безнадежно открытый финал. Очень тянет, ну до филологических спазм, разнести вдребезги все эти дворовые вопли, расстрелять от имени высокого искусства, которому приходится скрипя зубами мириться, скажем, с коллективным фантомом золотых яиц, на которых - вот такой облом! - ни один ювелир не может поставить пробу. С яйцами примириться все равно не удается, а вот в то, что "лучше, чем в Париже", постепенно начинаешь верить. Во всяком случае, веселее, легче как-то, проще, ближе к народу. И, что самое важное, органичнее. В конце концов, кто подробно изучал, какие вытесненные комплексы теснятся в беззаботных напевах ямайских растаманов? А для "Ляписов" так естественно петь ленивый реггей, подгонять частушки под гибрид рока и гопака, мучить трубы и тромбоны, вольно имитируя цыганские пляски из фильмов Кустурицы. И то, что Сергей Михалок - вокалист вполне посредственный, даже логично. Зато поет душой. Свой в доску. И то, что никто из шести музыкантов "Ляписа" на виртуоза не тянет, тоже отлично. Потому что во дворе, где говорят на трасянке - бытовом диалекте белорусского языка, другие не водятся. "Золотые яйцы" - уже десятый альбом "Ляписа Трубецкого", а они гнут все ту же простецкую, с хитрым прищуром мужицкую линию, с которой их не сбили ни огонь, ни вода, ни медные трубы. И чихать хотели на все критиканское красноречие. Такая у них сермяжная правда. В мелодиях и ритмах как местной, так и зарубежной эстрады они чувствуют себя как дома. И как должное примеряют все, что приглянется. Там вступление, здесь припев, там проигрыш - глядишь, пол-альбома уже есть. А после их перелицовки и родная мать не узнает. Кто бы мог подумать, например, что знаменитый хит "Ten O'Clock Postman" шведов Secret Service можно превратить в таких социально озабоченных и одновременно лирических "Почтальонов"? Игра в переодевание ("карнаваль" обязывает!) распространяется и на музыкальную стилистику. То, что сами музыканты определяют как современный этно-панк, расслаивается на множество составляющих: одомашненный реггей и простецкий рок, вездесущие духовые (включая и целый оркестр), по-детски убедительные припевы, имитация акцента (диалоги из жизнеутверждающей песенки "Лучше, чем в Париже" так и просятся в картину студии "Грузияфильм"). Но главная достопримечательность этого далеко не идеального саунда - это шумовые эффекты, ди-джейские скрэтчи и "вкусные" сэмплы, гуляющие, как кошка, сами по себе и только хитро подмигивающие приютившему их треку (лучшая "кошка" - в песне "Лето в Белоруссии"). Уже за эту простодушную витиеватость и веселую изобретательность хочется выдать "Ляпису" охранную грамоту от скептицизма критиков. А с высоким искусством мы как-нибудь договоримся... Оценка: 6/10 Трек-лист: 1. Раинька 2. Золотые яйцы 3. Лучше, чем в Париже 4. Красивая 5. Лето в Белоруссии 6. Курвы 7. Ласточки 8. Фабричная 9. Курачкi 10. Ты моя 11. Любови капец 12. Почтальоны |