hedonist
Junior Member | Редактировать | Профиль | Сообщение | Цитировать | Сообщить модератору Жанр: Джаз Год выпуска диска: 2003 Производитель диска: Россия Битрейт аудио: 128-192 Продолжительность: 99:99:99 Описание: Все композиции в основном до 72 года. На каждом диске присутствуют аннотации от Алексея Козлова, а также другой материал по стилям и музыкантам, включая фото. Треклист представлен в виде папок. 1 - Ранний концептуальный фьюжн На данном диске отражено начало направления, получившего название "fusion" (фьюжн), что означает "сплав". Это. в первую очередь, эксперименты классика джаза Майлза Дэйвиса, а также его последователей. Здесь видно, как концептуальный джаз сливается с рок-музыкой, с этнической музыкой и направлением "фанк". Miles Davis "Miles In The Sky" Miles Davis "Black Beauty Miles Davis At Fillmore Miles Davis "Water Babies" Miles Davis "Filles De Kilimanjaro" Miles Davis "In A Silent Way" Miles Davis "Bitches Brew" Weather Report "Weather Report" Weather Report "I Sing The Body Electric" John Mdaughlin "My Goals Beyond" John Mdaughlin "Extrapolation" John Mdaughlin "Devotion" Арсенал "Избранное" 2 - Беззаботный джаз: Джаз 20-х ДЖАЗ относится к особому роду профессионального музыкального искусства, сложившийся на рубеже 19-20 веков в результате синтеза европейской и африканской музыкальной культуры. Современное его написание - jazz - утвердилось в 1920-е годы. На этом диске представлены хиты 20-х годов, относящиеся к замечательному времени, характерному особым жизнерадостным настроем, наивностью и беспечностью. Geraldo & Jack Hylton "Begin The Beguine" Geraldo & Jack Hylton "I Get A Kick Out Of You" Jerome Kern "Smoke GetsIn Your Eyes" Living Era "Flappers, Vamps And Sweet Young" Duke Ellington "The Great Bands Of The 1920-S" Bix Beiderbecke сборник 1 Bix Beiderbecke сборник 2 Bix Beiderbecke сборник 3 Bix Beiderbecke "Felix The Cat" Nipper's "Greatest Hits - The 20'S" Paul Whiteman "The King Of Jazz" Paul Whiteman "Original 1927 Recordings" 3 - Великие продюсеры джаза На этом диске собраны джазовые композиции, продюсером которых выступил один из самых известных музыкальных менеджеров - Крид Тэйлор - впоследствии создатель фирмы "Си-Ти-Ай" ("CTI"). Именно он пытался сохранить коммерческий успех джаза в конце 60-х-начале 70-х, благодаря чему стали известны многие популярные сейчас джазовые исполнители. JIMMY SMITH "BASHIN' THE UNPREDICTABLE JIMMY SMITH" WES MONTGOMERY "Favorites" ANTONIO CARLOS JOBIM "WAVE" KENNY BURRELL "GUITAR FORMS" CONCERT "CALIFORNIA CONCERT THE HOLLYWOOD PALLADIUM" LALO BORIS SCHIFRIN "ALL MUSIC COMPOSED AND ARRANGED" QUINCY JONES "WALKING IN SPACE" FREDDIE HUBBARD "STRAIGHT LIFE" STAN GETZ "STAN GETZ and JOAO GILBERTO" GEORGE BENSON "WHITE RABBIT" STANLEY TURRENTINE "SALT SONG" 4 - Ранний брасс-рок To, что мы привыкли называть "джаз-рок", иногда называют таким термином как "ранний белый брасс-рок". Эта музыка возникла в американской рок-среде в начале второй половины 60-х годов и создавалась преимущественно молодыми джазменами. Слово "брасс" обозначает обязательное наличие в ансамбле этого стиля группы медных духовых инструментов (Brass Section). А белый - потому, что вообще вся рок-культура тогда считалась в США движением белой молодежи. Blood Sweat & Tears - Child Is Father To The Man Electric Flag - An American Music Band IF - I'm Reaching Out on all Sides IF - Woman can you See Chicago I - Chicago Transit Authority Chicago II -The Road Chicago III - See Booklet for Details Bill Chase - Swanee River Earth, Wind And Fire - The Need of Love Earth, Wind And Fire - I Think About Lovin' You Earth, Wind And Fire - Beauty 5 - Прохладный джаз Этот диск содержит известные композиции в стиле "Cool-jazz". Это течение появилось в конце 40-х годов. Начавшиськак продолжение бибопа, оно быстро стало самостоятельным направлением и оказало достаточно большое влияние на дальнейшее развитие джаза в целом. Часто термин "кул-джаз" ассоциируется с "вест-коуст-джазом" ("West Coast"), развивавшемся на Западном побережье США. Сам термин появился при непосредственном участии Майлза Дэйвиса. Art Pepper Brubeck Quartet 1959 Buddy DeFranco George Shearing Getz-Baker 1958 Jimmy Giuffre Lee Konitz MJQ Comedy Mulligan-Baker Mulligan-Brookmeyer 1954 Paris Sims-Brookmeyer Tristano Quartet 6 - БИБОП. Первооткрыватели В 40-е годабыл создан принципиально новый, оригинальный джазовый стиль, не похожий ни на диксиленд, ни на свинг - БИБОП. Тогда представителей этого течения называли модернистами. Теперь это уже классики. Parker BIRD WITH STRINGS CHARLIE PARKER JAZZ AT MASSEY HALL ROUND MIDNIGHT Gillespie GROOVIN HIGH JIVING BEBOP PARIS, SALLE PLEYEL - SEXTET Monk THELONIOUS MONK & SONNY ROLLINS BRILLIANT CORNERS ART BLAKEY'S JAZZ MESSENGERS WITH THELONIOUS MONK 7 - БОП. Соратники и последователи На данном диске представлена музыка наиболее ярких представителей стиля "БИБОП", продолживших дело, начатое такими гигантами как Чарли Паркер, Диззи Гиллеспи и Телониус Монк. Adderley - Mit Jackson Things Are Getting Better (1958) Bud Powell Jass Giant Chat Baker - Art Pepper Clifford Brown 1954-1955 J.J. Johnson - Kai Winding Kenny Dorham - McLean Swing, Swang, Swingin' (1959) Miles Davis Dig (1951) Miles Davis Walkin' (1954) Sonni Stitt - Bud Powell 1949-1950 Sonni Stitt 1957-1959 Stan Getz - J.J. Johnson At The Opera House (1957) Sonny Rollins - T. Monk 1954 8 - Хард- БОП Хард- БОП - органичное продолжение стиля БИБОП - практически положил конец восприятию джаза, как легкой, танцевальной и развлекательной музыки. Его представители учились у Чарли Паркера, Диззи Гиллеспи и Телониуса Монка, нопошли дальше них, усложнив саму ткань музыки, сделав джаз более глубоким и философским. На диске Вы найдете альбомы самых популярных исполнителей жанра хард- БОП. Charlie Mingus MINGUS, MINGUS, MINGUS Dexter Gordon QUARTET Jackie McLean 1959-67 John Coltrane BLUE TRAIN Johnny Griffin 1959 Kenny Dorham 1957 Larry Young UNITY Lee Morgan TOM CAT Miles Davis SEVEN STEPS TO HEAVEN Oliver Nelson BLUES AND THE ABSTRACT TRUTH-1 Oliver Nelson BLUES AND THE ABSTRACT TRUTH-2 Paul Chambers JULLIAN ADDERLEY Phil Woods SEPTET Sonny Rollins THE BRIDGE 9 - Вокальные группы На данном диске публикуются записи вокальных групп, имеющих прямое или косвенное отношение к джазу. Все эти направления, называемые как “pop-swing”, “middle of the road”, “doo-wop”, “Shhh-boom”, “pop-rock” и т.п. – так или иначе произошли от раннего джазового вокала, вобрав в себя главное – драйв, специфическое гармонии и чувство внутренней свободы. Вокал в джазе всегда был привлекательным для широких масс слушателей. Так уж сложилось, что певец более популярен, чем инструменталист. Его творчество ближе простому слушателю, которому проще оценить вокальное мастерство, поскольку каждый когда-нибудь пробовал петь сам. Инструменталист-виртуоз если и поражает воображение своей блестящей техникой или звуком, то для обычного слушателя это лежит в области чего-то недоступного. Любой инструмент, особенно если на нем много загадочных клапанов, вызывает смешанное чувство восхищения и отчуждения. Barry Sisters Coasters Double Six & Gillespie Double Six Of Paris Four Freshmen Four Lads Hi-Los Ink Spots Lambert-Hendrix-Ross Manhattan Trasfer - Jukin 1969-70 Mills Brothers - Sweet And Slow Mills Brothers 1936-40 Platters Singers Unlimited 1967-71 Swingle Singers & MJQ 1966 - Place Vendome Swingle Singers - Jazz Sebastien Bach 10 - Фанки - джаз Так уж получилось, что сам термин «фанк», являющийся на самом деле бытовым жаргонным словечком обитателей черных квартралов, появился в музыкальном обиходе с легкой руки пианиста и композитора Хораса Сильвера (Horace Silver), который в 1952 году назвал одну из своих пьес “Funky Hotel”. Затем этот термин подхватили группы направления «ритм-энд-блюз». В частности, оно появляется в названии хита группы “Dyke & the Blazers” - “Funky Broadway”. Если считать, что соул-джаз является направлением, близким к ритм-энд-блюзу, то фанки-джаз – это более жесткая, еще более эмоциональная и несколько иная в ритмическом отношении ветвь соул-джаза. Иногда довольно сложно провести четкую границу между этими видами джаза. Тем более, что все основные их представители являются по сути дела боперами, то есть используют в своих соло фразировку, основанную на концепции стиля бибоп. Тем не менее, оба эти направления кажутся более демократичными, чем музыка боперов-новаторов, рассчитанными на более широкую аудиторию. На данном диске представлены записи наиболее ярких представителей фанки-джаза - ансамбли пианиста Хораса Силвера, альт-саксофониста Джулиана Кэннонбола Эддерли, барабанщика Арта Блэйки (с его легендарным “Jazz Messengers”), а также Роланда Керка, уникального исполнителя на нескольких саксофонах одновременно. Art Blakey - концерт в клубе Birdland Art Blakey -сборник разных лет Horace Silver - Jody Grind Horace Silver - Song For My Father Horace Silver - The Baghdad Blues - 1959 Julian Cannonball Adderley Roland Kirk - The Inflated Tear 1968 Roland Kirk - сборник 1961-65 11 - Соул джаз На данном диске собраны примеры, относящиеся к особой разновидности джаза. Это так называемый «соул-джаз», во многом родственный популярному направлению «соул», возникшему от слияния ритм-энд-блюза и духовных песнопений «спиричуэлз» и «госпелз». «Соул-джаз», в отличие от «поп-соул» – музыка импровизационная и инструментальная. Arnett Cobb - Eddie Davis Eddie Harris Grant Green - Joe Henderson Herbie Hankock - Taking Off Jack McDuff - Gene Ammons Jimmy Smith John Patton Lee Morgan - The Procrastinator Louis Jordan and Tympany Five R.Holmes - G.Ammons Roland Kirk - Jack McDuff Stanley Turrentine - Easy Walker - 1966-69 Wes Montgomery - The Incredible Jazz Guitar 1960 12 - Интеллектуальный джаз На данном диске собраны примеры, относящиеся к особой разновидности джаза, отличающейся от ряда многих его видов чем-то неуловимым, трудно формулируемым. Сам термин “интеллектуальный джаз” встречается не часто в специальных изданиях, некоторые критики и профессионалы иногда не признают такого направлений в истории джаза. Тем не менее, я не взял его с потолка, это определение существовало в 60-е годы. Гораздо более охотно критики соглашаются с таким термином как “модальный джаз” или, говоря более понятно, - “ладовый джаз”, определить который несложно, поскольку музыканты, исповедывающие этот стиль, используют не смену многочисленных аккордов, а лады – последовательности нескольких нот. Понятие “интеллектуальный джаз” гораздо шире, оно, естественно, включает в себя то, что называют модальным джазом. В том, как я определяю “интеллектуальный джаз”, есть много личного, почерпнутого из моего профессионального опыта, моего ощущения этого вида искусства. И здесь я не претендую на объективность. Bill Evans - Explorations 1961 Bill Evans - Village Vanguard_1961 Charles Lloyd Forest Flower Dave Brubeck - Time Out 1959 John Handy Quintet Miles Davis - Kind Of Blue Miles Davis - Miles Ahead Miles Davis - Milestones 1959 Miles Davis - Porgy & Bess Miles Davis - Quiet Nights 1962 Miles Davis - Scetches Of Spain 1967 Modern Jazz Quartet - Fontessa 1956 Россия - 1962-68 Россия 1 - 1962-68 Россия 2 - 1962-68 Россия 3 - 1962-68 13 - Джазовый авангард (начало) Упрощенно говоря, развитие авангарда в джазе было связано с постепенным отказом от целого ряда обязательных норм, так или иначе ограничивающих свободу импровизатора. Если взять для примера такие атили как свинг, кул или бибоп и рассмотреть, что обязан соблюдать музыкант, играющий в этом стиле, то выяснится, что он как бы скован по рукам и ногам. Он должен быть ритмичным, то есть играть ровно и уметь свинговать, должен безукоризненно чувствовать «квадрат», то есть гармоническую схему всей пьесы, он должен не просто знать гармонию, а уметь мелодично обыгрывать все проходящие аккорды, в каком бы темпе они не сменялись. Короче говоря, для традиционного джазмена есть три главных кита – гармония, мелодия и ритм. На них держится искусство профессионального импровизатора, во всяком случае, так считалось до той поры, пока не появились первые записи экспериментаторов-авангардистов. ARCHIE SHEPP - 1960-61 Cecil Taylor Unit - 1961 Eric Dolphy - Far Cry 1960 Eric Dolphy - Out There 1960 Eric Dolphy - Outward Bound 1960 Jeanne Lee - Ran Blake 1961 John Carter - Seeking 1969 John Coltrane- Impressions 1961 John Coltrane - My Favorite Things 1960 John Coltrane - The Avant Garde 1960 Ornette Coleman - Change Of The Century 1959 Ornette Coleman - Free Jazz Ornette Coleman - The Shape Of Jazz To Come 1959 Ornette Coleman - Thi Is Our Music 1960 Paul Bley Trio Sun Ra & His Cosmo Discipline Arkestra Sun Ra Visits Planet Earth 1956 -60 14 - Авангард (время расцвета) На данном диске собраны записи, относящиеся ко второй половине 60-х годов. К этому времени такие понятия как “авангард”, “атональный джаз”, “фри-джаз” или “новая вещь” (“New Thing”) стали привычными. Первые экспериментаторы в области свободного джаза получили признание, у них появились последователи. Важно то, что в тот период социальных катаклизмов и преобразований авангардная музыка стала не только новым искусством, она сделалась реальным средством выражения протеста и даже своеобразным орудием в руках политических радикалов. Albert Ayler - Live in Greenwich Village 1965-66 Alexey Kozlov - 1968-69 Alice Coltrane Archie Shepp At Newport - 1965 Don Cherry - Complete Communion - 1965 Eric Dolphy - Out To Lunch 1964 George Russel Sextet 1965 John Coltrane - A Love Supreme & Sun Ship 1964 John Coltrane - Ascension John Coltrane - Expression 1967 John Coltrane - Meditations 1965 Miles Davis - Fillmore West New York Art Quartet - 1964 Pharoah Sanders Roswell Rudd Sextet - 1966 Sam Rivers - Dimentions And Extentions 1967 Steve Lacy - Roswell Rudd MONKS DREAM Sun Ra & His Cosmo Discipline Arkestra 15 - Третье течение (прогрессив-джаз) Упрощенно говоря – это слияние двух течений, первое изкоторых – классческая музыка, второе – джаз. Данный вид музыкального искусства отличает особый интерес его создателей к крупной форме, к использованию многих принципов оркестровки, наработанных в мировой академической практике. Здесь нередко композиторская мысль явно преобладает над искусством импровизаторов. Это направление подняло авторитет джаза во всем мире до высот филармонического искусства. Alexey Kozlov - Arsenal Alexey Kozlov - Ars Nova Trio Alexey Kozlov - С Квартетом имени Шостаковича A Malanese Story Bill Evans With Symphony Orchestra 1965 City Of Glass Friedrich Gulda Gary Burton-Carla Bley - Genuine Tong Funeral - 1967 Jazz Abstractions John Lewis - Original Sin - Essence Johnson - Perceptions MJQ And Guests Modern Jazz Concert 1956-57 Pete Rugolo Procofiev-Nelson - Петя и волк Sonorities - Orchestra USA Stan Kenton - Richard Wagner 16 - Диксиленд Слово «джаз» возникло тогда, когда стали появляться первые небольшие ансамбли, игравшие синкопированную импровизационную музыку. По-английски каждый такой состав назывался «Jazz Band». На данном диске представлены редкие образцы самых первых записей того, что впоследствии стали называть «традиционным джазом». Но наиболее распространенный термин для обозначения ранних джазовых оркестров – это «диксиленд». Albert Nicolas Art Hodes Chicago Rhythm Kings Barney Bigard Bennie Moten Benny Meroff Orchestra Bix And His Rhythm Jugglers 1925 Bob Crosby Bob Cats Bob Wilber Boyd Senter Brad Gowan New York Nine Bud Freeman Bud Jacobson Jungle Kings Bunk Johnson Charles Creath Charles Dornberger Charles LaVere Chicagoans Charles Pierce Orchestra Chicago Rhythm Kings Clarence Williams Creole Jazz Band-King Oliver - 1923 Dallas Jug Band Danny Alter Orchestra Dixie Sincopators 1926-28 Don Ewell Quartet Duke Ellington 1927-28 Eddie Condon Orchestra Edmond Hall Elmer Schoebel Friers Society Orchestra Frankie Trumbauer Orchestra 1927-28 George Lewis George McClennon George Olsen-Red Nickols Humphrey Lytelton Band Jack Pettis Jelly Roll Morton Quartet J Neal Montgomery Johnny Dodds Kid Ory King Oliver Jazz Band 1923 Louis Armstrong 20th Louis Dumaine Louisiana Rhythm Kings Lou Weimer Lu Waters Marty Grosz Honoris Causa Jazz Band McKensie And Condon Chicagoans Miff Mole Muggsy Spanier Regtimers New Orchestra Wanderers New Orlean Rhythm Kings New Orleans Owls Original Dixieland Jazz Band 1917-21 Original Memphis Five Paul Howard Paul Mares Friars Society Orchestra Phil Baxter Phil Napoleon Red Nichols Red Spikes Majors And Minors Roger Wolfe Kohn Sam Morgan Sidney Bechet Running Wild Slim Lamar The Cellar Boys The Red Onion Jazz Babies The Washingtonians The Wolverine Orchestra 1924 The Wooppie Makers Thomas Morris Tommy Ladnier Orchestra Trum, Bix&Lang Turk Murphy Vance Dixon's Jazz Maniacs Walter Bennett's Swamolanders Wilbur De Paris Wingy Manone 17 - Истоки джаза Данный диск посвящен всему тому, что еще не называлось джазом до начала второй декады ХХ века, но без чего не возникло бы этого нового вида музыкального искусства. Когда мое поколение училось в школах и институтах при советской власти, то нам обязательно надо было изучать основы марксизма-ленинизма. Это был основной предмет в учебных заведениях. Я терпеть его не мог, и не знал, сдавая кое-как. Помню, правда, что там были какие-то “Три источника марксизма”. Мне это вспомнилось сейчас, когда надо было написать введение к данному диску об истоках джаза. Так вот, у джаза, как и у марксизма, есть три основополагающих источника – 1.Блюз, 2.Духовные песнопения (спиричуэл и госпел) 3.Рэгтайм. А если говорить совсем упрощенно и коротко, то джаз, этот новый способ самовыражения, выделился прежде всего такими качествами – особым драйвом, синкопированностью и импровизационностью. Духовные песнопения - Gospel Народные американские песни Рабочие песни Ранний блюз Рэгтайм 18 - Ритм-энд-Блюз На данном диске представлены материалы, относящиеся к жанру, имеющему общие корни с джазом, но развивавшемуся параллельно с ним. Возникнув в конце 30-х, ритм-энд-блюз стал позднее основой многих популярных видов музыки, способствуя, прежде всего, формированию рок-культуры. Но и современный джаз в лице стиля «фанки-фьюжн» во многом обязан ритм-энд-блюзу. Albert King - Born Under A Bad Sign (1967) Bi Bi King - Singin' the Blues - The Blues (1960) Big Mama Thornton 1952 Bo Diddley Brownie McGhee - The Folkways Years, 1945-1959 Buddy Guy - I Left My Blues In San Francisco (1967) Howlin Wolf - Chicago Blue 1957-65 Joe Turner John Lee Hooker - That's My Story - 1960 John Lee Hooker - записи разных лет Lighting Hopkins - Blues Train - 1951 Little Walter Louis Jordan Muddy Waters Sings Big Bill Broonzy - Folk Singer (1960) Ruth Brown 1953 S. Terry - Whoopin' The Blues - The Capiltal Recordings 1947-50 Sonny Boy Williamson T-Bone Walker 1947 The Clovers 1951 The Oreoles 1953 Tiny Bradshaw 1950 19 - Американские танцевальные оркестры Данный диск является первым в ряду других, относящихся к обширной теме истории биг-бэндов в джазе. Начинается она с подбора записей американских танцевальных оркестров, явившихся предшественниками того, что в середине 30-х годов стало называться словом «свинг». Здесь собраны некоторые уникальные записи незаслуженно забытых биг-бэндов, когда-то украшавших жизнь любителей потанцевать. Alphonso Trent 1933 Anson Weeks-1932 Art Kassel - 1944 Benny Carter - ранние записи Bing Crossby and Friends Bob Crosby - 1940 Cab Calloway-1940-41 Casa Loma Claude Hopkins 1934 Fletcher Henderson 1924-31 Freddie Johnson Harlemites 1933 Guy Lombardo Horace Heidt Isham Jones - 1936 Jan Savitt 1938-39 Jean Goldkette 1926 McKinney Cotton Pickkers 1930 Mills Blue Rhythm Band - 1931 Ozzie Nelson 1940-42 Paul Whiteman - 20-е годы Raymond Scott - 1944 Red Nickols Orchestra - 1927-31 Rodger Khan - 1926-28 Seger Ellis-1937 Spike Hughes 1933 Will Bradley - 1941 20 - Английские танцевальные оркестры На данном диске собраны записи, которые можно считать уникальными, поскольку многие из них никогда не издавались на компакт-дисках. Это редкие виниловые пластинки, изданные в Англии и переведенные в формат МР-3. Здесь звучит то, что в 30-е годы советские люди считали джазом, подо что танцевали в сталинские времена в СССР, да и во многих странах Европы. Музыка английских танцевальных оркестров – это не только подражание американскому джазу. Это нечто самобытное и романтичное, это красота, которая была сломана с началом Второй мировой войны. Ambrose - Советские довоенные пластинки Ambrose 1928-30 Ambrose 1934-37 Billy Cotton Carroll Gibbons 1931-32 Carroll Gibbons 1932-34 Harry Roy Jack Hylton Lew Stone Ray Noble - Советские довоенные пластинки Ray Noble 1931-33 Roy Fox - 1933 Roy Fox - 1934-35 Генри Холл - Советские довоенные пластинки Джек Хилтон - Советские довоенные пластинки Джонни Грин - Советские довоенные пластинки 21 - Черный свинг Отделить свинг от прикладной, чисто танцевальной музыки можно также по качеству самой энергетики, идущей от биг-бэндов. А это зависело от того, кто и как играл в тех или иных составах. А конкретнее – от того, какие джазовые солисты-имповизаторы в них были, и были ли они там вообще. Для обычного слушателя, не очень разбирающегося в джазе, написанные и выученные соло не отличаются от импровизаций, а для истинного знатока – это принципиальное отличие. Кроме того – свинговыми оркестрами стали в первую очередь именно те, где лидером являлся выдающийся джазмен, причем не просто виртуоз-исполнитель, а еще и композитор со своими идеями. Ведь в чисто танцевальных оркестрах, еще с 20-х годов было заведено так, что руководитель просто стоял на сцене, во фраки и с дирижерской палочкой в руке, причем – спиной к оркестру и лицом к танцующей публике, и, красиво двигая руками, олицетворял свой бэнд, являясь больше шоуменом, чем лидером. Не надо умалять и роль аранжировщиков, от которых зависел подчас стиль того или иного оркестра. Имена тех, кто «готовил блюда», подававшиеся широкой публике, оставались чаще всего в тени. А слава доставалась руководителям биг-бэндов. Benny Carter Benny Carter-1 Cab Calloway-1941-42 Cab Calloway 1940-41 Chick Webb 1934-39 Chick Webb With Ella Fitzgerald Count Basie Count Basie's Beatle Bag - 1966 Dizzy Gillespie Big Band - 1946 Duke Ellington Earl Hines Fletcher Henderson Jay McShann 1941-43 Jimmy Lunceford Lionell Hampton 1946-47 Mills Blue Rhythm Band 1936-37 Sy Oliver The Ellington Suites - 1959 22 - Белый свинг Продолжая тему биг-бэндов в эпоху свинга, я хотел бы подчеркнуть то обстоятельство, что белые оркестры, начавшие играть свинг в США, находились в гораздо более выгодном положении, чем негритянские. Причиной тому была расовая дискриминация, которая продолжала существовать в Штатах, несмотря на давнишнюю отмену рабства и формально признанное Конституцией равенство. Но инерция неприязни белых граждан Соединенных Штатов Америки к своим чернокожим и просто цветным согражданам была еще слишком ощутимой. Белые предпочитали отдыхать и развлекаться под музыку, исполняемую белыми. Бум танцевального развлечения вызвал к жизни огромное количество больших площадок, называемых «боллрумами», представлявшими собой комбинацию танцзала и ресторана. Стало модным вести радиопередачи для местных радиостанций прямо из таких заведений. Это способствовало популяризации не только оркестров, которым посчастливилось подписать контракты с владельцами боллрумов, но и всего жанра – свинга, сменившего более мягкую и сладкую танцевальную музыку 20-х, начала 30-х годов. Artie Shaw 1938-1940 Benny Googman Billy May 1951 Boyd Raeborn Bunny Berigan Bunny Berigan 1937-39 Charlie Barnet 1939-1945 Dorsey Brothers 1934-35 Dorsey Brothers 1954-56 Gene Krupa Glenn Miller Harry James - 1946 Harry James - Ciribiribin Jerry Gray 1952 Jimmy Dorsey - 1944 Les Brown Ray Antony Stan Kenton Tommy Dorsey Tommy Dorsey-Frank Sinatra 1940 Woody Herman Woody Herman-1937 23 - Мэйнстрим (малые свинговые составы) Mainstream – в переводе с английского означает “Главное течение”. Применительно к истории джаза этот термин имеет разное толкование. Иногда можно встретить мнение музыковедов, считаюших мэйнстримом всю музыку американских черных джазменов, начиная с рэгтайма и диксиленда, включая свинг, и до наступления времени бибопа. Я в своей классификации стилей, лежащей в основе данной серии СД-РОМов по истории джаза, придерживаюсь несколько иного мнения. Под рубрикой “мэйнстрима” я помещаю записи звезд-импровизаторов эпохи свинга, сделанные ими в так называемых “комбо”, то есть в малых составах, а не с биг-бэндами. Дело в том, что, работая в большом оркестре, солист-импровизатор не имел возможности играть длинные соло, где он мог бы выложиться до конца. Форма пьес, оркестрованных для биг-бэнда, требовала от солистов лаконичности. Таким образом, джазмены, рожденные, чтобы импровизировать, искали возможности поиграть от души еще где-нибудь. Но, в 30-е и 40-е годы, во время бума биг-бэндов для малых составов не было еще такого раздолья, какое наступило с приходом бибопа в 50-е годы. Benny Goodman Quartet-1963 Benny Goodman Small Groups 1941-45 Ben Webster - Art Tatum (1956) Bobby Hackett Buck Clayton-Buddy Tate Buck Clayton-Buddy Tate 1960 Coleman Hawkins Coleman Hawkins - The Tenore Genius Count Basie Small Groups Duke Ellington-Billy Straihorn Duke Ellington - Great Units Earl Bostic Eddie Lang-Joe Venuti Esquire Jazz Concert Gene Krupa Trio Grappelli-Smith Hawkins-Clayton Hawkins-Eldridge-Hodges-1962 Jack Teagarden Joe Venuti Johnny Hodges Kansas City Le Jazz Hot Lester Young Lester Young 1943-47 Louis Jordan 1948-49 Louis Prima Mary Lou Wiliams 1945-47 Roy Eldridge 1935-41 Swing-Carnegie 1938 Teddy Wilson Unforgettable Session Woody Herman Music For Tired Lovers 25 - Эволюция блюза в джазе Данный диск посвящен одному из основных корней джаза - блюзу. Главный объем записей здесь составляет так называемый "традиционный блюз", который, в свою очередь можно условно поделить на "сельский" и "городской". Материал диска не ограничен только архаическим блюзом. Здесь можно проследить, как изменялся блюз с появлением новых и новых видов джаза, начиная с диксиленда, свинга, бопа и кула, и кончая авангардом, когда блюз был полностью переосмыслен. Avant-garde Jazz Bebop Big-Bands Swing Cool Dixieland Funky Jazz Hard-Bop Modal Jazz Rhythm-And-Blues Small Groups Swing Soul Городской и сельский традиционный блюз - Arthur Big Boy Spires Городской и сельский традиционный блюз - Arthur Weston Городской и сельский традиционный блюз - Avery Brady Городской и сельский традиционный блюз - Bert Logan Городской и сельский традиционный блюз - Big Joe Williams Городской и сельский традиционный блюз - Big John Henry Miller Городской и сельский традиционный блюз - Bill Foster Городской и сельский традиционный блюз - Bill Jackson Городской и сельский традиционный блюз - Carl Hodges Городской и сельский традиционный блюз - Champion Jack Dupdee Городской и сельский традиционный блюз - Coot Venson Городской и сельский традиционный блюз - Doug Quattlebaum Городской и сельский традиционный блюз - James Robinson Городской и сельский традиционный блюз - Jimmy Brewer Городской и сельский традиционный блюз - Jimmy Brown Городской и сельский традиционный блюз - John Henry Barbee Городской и сельский традиционный блюз - John Lee Granderson Городской и сельский традиционный блюз - Johnny Young Городской и сельский традиционный блюз - Lonnie Johnson Городской и сельский традиционный блюз - Memphis Slim Городской и сельский традиционный блюз - Otis Spann Городской и сельский традиционный блюз - Piano Bill Bryson Городской и сельский традиционный блюз - Roosevelt Charles Городской и сельский традиционный блюз - Ruby McCoy Городской и сельский традиционный блюз - Sam Lightning Hopkins Городской и сельский традиционный блюз - Snooks Eaglin Городской и сельский традиционный блюз - Speckled Red Городской и сельский традиционный блюз - Sunnyland Slim Протест 26 - Самба Боссанова 60-е годы ознаменовались началом новой эпохи увлечения латино-американской музыки. На этот раз веяние пришло из Бразилии, страны, где говорят не на испанском, а на португальском языке, в отличие от Аргентины, Кубы, Мексики, Пуэрто-Рико. За предыдущие десятилетия почва для проникновения бразильской музыки в США, а затем и во все другие места Земного шара была подготовлена тем огромным влиянием, которое оказали на мировую музыкальную культуру такие формы как танго, рубма, мамбо, бигуин, калипсо. На этот раз пришла очередь бразильской самбы. Но, выйдя за рамки Бразилии, некоторые ее разновидности получили название “Bossa Nova”, иногда просто “Bossa”, а по-русски – “босcанова”. В отличие от предыдущих видов афро-кубинской музыки, таких как румба или мамбо, боссанова не стала явно танцевальной и развлекательной музыкой, хотя бы потому, что ее экспортировали из Бразилии и стали основными исполнителями джазмены. Боссанова приобрела характер концертной и клубной музыки для меломанов благодаря своей более изысканной гармонии, утонченной мелодике и спокойному ритму. Мода на так называемую “Jazz-bossa” поэтому не сошла так быстро, как это часто бывает, а продержалась не одно десятилетие. 1958-Joao Gilberto 1962-Cannonball Adderley 1962-Coleman Howkins - Desafinado 1962-Dave Brubeck - Bossa Nova USA 1962-Luiz Bonfa - Bossa Nova 1962-Quincy Jones 1962-Stan Getz-Charlie Bird 1963-71-Ray Barretto 1963-2000 - Alexey Kozlov 1963-Antonio Carlos Jobim 1963-Getz & Gilberto 1964-Adderley Quintet 1964-Laurinda Almeida-Modern Jazz Quartet 1964-Oscar Peterson 1965-70 - Astrud Jilberto 1965-Charlie Byrd - Brazilian Bird 1966-Eddie Palmiery-Cal Tjader 1966-Sergio Mendes 1966-Walter Wanderley-Astrud Jilberto 1966-Wes Montgomery 1967-Antonio Carlos Jobim 1967-Sinatra - Jobim 1968-Charles Lloyd 1969-Cal Tjader 1969-CARLOS SANTANA 1969-Paul Desmond 27 - Танго Румба Мамбо Джаз в своем развитии претерпел множество воздействий со стороны самых разных видов музыки. Наиболее широко бытует мнение, что джаз – это адаптированная белыми музыка американских негров, потомков рабов, завезенных из Африки. При этом не делается особого акцента на том влиянии, которое оказала на развитие джаза так называемая латинская, то есть испано-язычная музыкальная культура. Соединенные Штаты Америки – это своеобразный плавильный котел, где сливалось в причудливых сочетаниях все, что угодно. В географическом отношении США окружены со всех сторон латинской культурой в различных ее проявлениях. Это страны Южной Америки с их старыми испано-португальскими традициями. Это Мексика, где культура испанских колонизаторов смешалась с остатками культуры ацтеков и инков. Это Куба и Пуэрто-Рико, Гаити и Тринидад, и вообще страны Карибского бассейна. Исследователи данного вопроса, в частности, Джон Сторм Робертс (John Storm Roberts – “Latin Jazz” N.Y.) подчеркивают тот факт, что даже самые ранние формы джаза, такие как рэгтайм были пронизаны латинским духом. Один из ведущих историков американской музыки Алан Ломакс в свое книге о пионере рэгтайма Джелли Ролл Мортоне приводит слова самого Мортона: «Новый Орлеан был хорошей почвой для лучших пианистов в Америке. Там были испанцы, негры, белые – главным образом французы с Гаити, а также американцы. Там были люди со всех концов Земли.» 1930-е годы - Зарубежные пластинки в СССР 1930-е годы - Петр Лещенко - белоэмигрантское танго 1930-е годы - Советские танго и румбы 1932-Duke Ellington 1934-Harry Roy 1935-AMBROSE 1938-Joe Liggins 1939-Artie Shaw 1941-Cab Calloway 1941-Will Bradley 1947-48-Dizzy Gillespie Band with Chano Pozo 1947-Stan Kenton 1948-1957-Machito Orchestra 1950-60 - Xavier Cugat 1951-Chico OFarrill Orchestra 1952-Charlie Parker Sextet 1952-Johnny Hodges 1953-Gillespie in Paris 1953-Parker-Gillespie 1954-Count Basie 1955-Shorty Rogers&Perez Prado - Voodoo Suite 1956-60-Stan Kenton-Cuban Fire 1956-J.J.Johnson-Kay Winding 1957-65 Perez Prado - Mambo Mambo 1957-1960-Herbie Mann 1957-Tito Puente 1960-Stan Kenton Orchestra 1961-71-Astor Piazzolla 1962-Perez Prado - Exotic Suite 1966-Horace Silver 1969-Shortie Rogers 1970-Gato Barbieri - The Third World 1985-1998-Алексей Козлов 28 - Этнический джаз Интерес джазменов к музыке народов мира начал проявляться уже давно, но особенно это стало заметным в послевоенное время, в конце 40-х годов. Благодаря развитию новых средств массовой коммуникации, а также гражданской авиации, мир стал более открытым и доступным для людей, живущих в самых разных его частях. Джазом заинтересовались не только европейцы, но и представители Азии, Индии, Африки. В свою очередь, американские джазмены, начавшие посещать с гастролями отдаленные уголки Земного шара, открыли для себя новые краски, новые выразительные средства. А, начиная с конца 50-х годов, внутри самого джаза наметился ряд серьезных изменений. Это выразилось тогда в появлении «прогрессив-джаза», фри-джаза, модального джаза. Позади было увлечение латино-американской музыкой в таких ее формах как танго, румба, мамбо, бигуин или калипсо, которое принесло свои плоды, начиная с 30-х годов, заметно повлияв на облик, как джаза, так и вообще всей популярной музыки. А в 60-е годы в джаз активно влилась бразильская самба и боссанова. 1956-Indo-Jazz Suite 1957-Yusef Lateef 1958-Jazz Sahara - Ahmed Abdul-Malik 1961-Yusef Lateef 1962-64-Jan Johansson-Jazz Pa Svenska-Джаз по-шведски 1962-Bengt-Arne Wallin Orchestra 1964-Tony Scott-Yoga Meditation 1964-Tony Scott-ZEN Meditation 1967-68-Jan Johansson - Den Korta Fristen 1967-Jan Johansson-Jazz Pa Ryska-Джаз по-русски 1967-Noon in Tunisia 1970-Paul Winter 1971-Oregon 1976-1986 - Алексей Козлов и АРСЕНАЛ 1989-2002 - Андрей Виноградов 1996 - Иван Смирнов 29 - Энциклопедия джаза (вкратце) Данный CD-ROM является завершающим в серии, посвященной истории джаза. Здесь собраны воедино в сокращенном виде все материалы предыдущих дисков, относящиеся к различным направлениям джаза. Оказалось, что уложиться в объем одного CD-ROMа и показать все, что хотелось бы, даже вкратце, дело невозможное. Поэтому здесь отражены наиболее типичные представители того или иного направления. Более подробная информация по всем направлениям и стилям находится на дисках данной серии. Единственно, где мне не пришлось “экономить” пространство диска, это текстовые файлы, в которых отражены книги, статьи, словари, ноты, биографии, дискографии и теоретические работы по истории и теории джаза, как зарубежных, так и отечественных авторов. Все это размещено в разделе “Библиотека”. За время создания всей этой серии мне удалось собрать и оцифровать довольно редкие материалы по истории джаза, до этого времени существовавшие в виде самиздатских рукописей, или в давно изданных и забытых книгах, которые сейчас невозможно достать. Теперь у тех, кто интересуется историей развития джаза, есть возможность воспользоваться всем этим. Здесь есть русские переводы таких замечательных книг, как “Послушай, что я тебе расскажу” Нэта Хентофа и Нэта Шапиро, “Биг-бэнды изнутри” Джорджа Саймона, “История джаза” Маршалла Стернса, работы крупнейших отечественных музыковедов: Алисы Конен, Леонида Переверзева, Алексея Баташева, Владимира Фейертага, Валерия Мысовского, Ефима Барбана, Дмитрия Ухова. Я разместил здесь и две своих книги – автобиографическую “Козел на саксе”, в которой отражена часть истории советского джаза, а также “Рок – истоки и развитие”, из которой можно почерпнуть сведения о том, как параллельно с джазом, в тесной связи с ним, развивались другие многочисленные направления современной музыки. 01-Истоки 02-Диксиленд и беззаботный джаз 20-х 03-Эра биг-бэндов 04-Мэйнстрим 05-Буги-вуги 06-Ритм-энд-блюз 07-Третье течение 08-Кул джаз 09-Бибоп 10-Хард-боп 11-Модальный джаз 12-Латино-американский джаз 13-Фанки-соул джаз 14-Джаз и World Music 15-Вокальные группы 16-Авангард-Фри джаз 17-Ранний джаз-рок-фьюжн | Всего записей: 32 | Зарегистр. 03-04-2006 | Отправлено: 15:57 12-08-2008 | Исправлено: hedonist, 16:00 12-08-2008 |
|