Если вам когда-нибудь понадобится в экстренном порядке привести пример наиболее привлекательной и наименее приторной поп-группы, смело называйте the Cardigans - не ошибетесь. Эти герои шведской поп-сцены 90-х давно могли бы набить оскомину, если бы не стали исключением в своем роде, если бы за ними не стояли талантливые композиторы и грамотные аранжировщики. В своем взрывном альбоме 95-го года "Life" the Cardigans предстали в наиболее «засахаренном» виде, и бьющая ключом жизнерадостность вокалистки Нины Перссон (Nina Persson) была самым ярким тому подтверждением. Критики тут же причислили the Cardigans к числу ортодоксальных попсовиков, однако, при более внимательном рассмотрении окажется, что не все так просто... Отцами-основателями the Cardigans выступили два фаната тяжелого металла. Гитарист Петер Свенссон (Peter Svensson) и басист Магнус Свенингссон (Magnus Sveningsson) познакомились в хардкор-группе, где им довелось вместе играть. Магнус к этому времени уже изучал музыкальную теорию и джазовую аранжировку и слыл мультиинструменталистом. В один прекрасный день (а было это в октябре 1992 года) они почувствовали, что устали от металла и решили создать поп-группу. На роль вокалистки была выбрана Нина Перссон, подруга по школе искусств (девушка, кстати, до этого никогда профессионально не пела), четвертым участником стал клавишник Ларс-Олаф Йоханссон (Lars-Olof Johansson), а завершил формирование штата барабанщик Бент Лагерберг (Bengt Lagerberg). И вот все пять «кардиганов» (а кардиган это, кстати сказать, такая шерстяная кофта с пуговицами, но без воротника) собрались вместе и приступили к первому акту священнодействия - записи демо-кассеты. Было это в середине 93 года. Готовая запись попала в распоряжение продюсера Торе Йохансона (Tore Johansson), который остался доволен тем, что услышал, и пригласил молодежь записываться в своей студии Malmo. Все завертелось быстро, как в сказке, и уже в мае 94-го the Cardigans дебютируют с альбомом "Emmerdale". Утонченные, замысловатые мелодии пришлись по вкусу критикам, тем более что молодым музыкантам удалось ассимилировать акустические традиции британских групп ранних 80-х, таких как Young Marble Giants или Everything But The Girl. Альбом однозначно не был тем, что называют bubblegum pop, некоторые песни - "Sick And Tired", "Black Letter Day" и "Celia Inside" - на самом деле полны мрачной меланхолии. Разумеется, никакого отношения к прошлым heavy metal-проектам Svensson и Sveningsson эта запись не имела. Сингл "Rise & Shine" становится радиохитом вскоре после выхода альбома, а по результатам голосования читателей шведского журнала "Slitz", "Emmerdale" признается лучшим альбомом года. Вторую половину 1994 года музыканты провели в турне по Европе, а потом вернулись в студию Malmo, чтобы записать второй альбом. Не похожий на их мрачноватый дебют, альбом "Life" (1995), который включал кавер-версию "Sabbath Bloody Sabbath", представил группу в несколько неожиданном и весьма интересном свете. Яркий вокал Нины Перссон идеально дополнял ретро-саунд альбома, окрашенный в джазовые тона. Сочные аранжировки впитали голоса скрипок, виолончелей, флейты, саксофона, тромбона, виброфона и футуристических синтезаторов. Включая перезаписанные варианты нескольких песен из "Emmerdale", "Life" неожиданно разошелся тиражом более полутора миллионов копий по всему миру, а наибольшую популярность приобрел в Японии, где получил платиновый статус. Для продвижения альбома группа отправилась в турне по Великобритании, открывая концерты Blur. Пресса приняла релиз благосклонно, альбом получил устойчивую ротацию на BBC Radio 1 и в эфире британских телеканалов. Заокеанские шоу-воротилы начинают внимательней приглядываться к шведскому чуду. Заключив договор с американским лейблом Minty Fresh, группа уверенно осваивается на американском рынке. Весной 1996-го "Life" издается в США, а летом the Cardigans проезжают по стране с мини-туром, в рамках которого дают 8 концертов. Билеты раскупаются заранее, залы переполнены. На группу обращают внимание мэйджоры, так что вскоре музыканты подписывают контракт с лейблом Mercury. Вышедший в сентябре 96-го года "First Band on the Moon" переносит акцент с бескопромиссной поп-музыки на абстрактные аранжировки с элементами прогрессив-рока и вкраплениями жестких гитар. Аура Black Sabbath ощущается в кудрявых гитарных пассажах "Your New Cuckoo", в треке "Losers" чувствуется басовая пульсация виброфонов, песня "Choke" овеяна присутствием Beatles. Этого от шведской поп-команды точно никто не ожидал. В начале 1997 заразительный сингл "Lovefool" (вошедший в саундтрек к фильму "Romeo & Juliet") становится радиохитом, а сам альбом "First Band on the Moon" получает в Америке золотой, а в Японии - платиновый сертификат (причем уже через три недели после релиза). Самые сильные треки, "Been It" и "Never Recover", сделаны в откровенно попсовой стилистике. А вот хит "My Favourite Game", дебютировавший на 14 месте в британском чарте синглов, уже предвосхищал те эксперименты на ниве электронного попа, которые будут характерны для "Gran Turismo". Четвертый лонг-плей "Gran Turismo" вышел в 1998. В отличие от своих соотечественников Roxette или Ace of Base, разрабатывающих ту же поп-ниву, the Cardigans уже не прячут гитары за несколькими слоями секвенций, и приближаются к поп-стилю с более «альтернативных» позиций. Стоит отметить, что их песни никогда не были однозначно безоблачными, меланхолия так или иначе находила способ заявить о себе. В марте 99-го Сингл "Erase/Rewind" еще раз вернул группу в британский Top 10. За месяц до этого, в феврале 1999, группа праздновала триумф у себя на родине, приняв в руки три премии Swedish Grammis Awards. The Cardigans стали лучшими в номинациях «Рок-поп выступление года» и «Альбом года» ("Gran Turismo"), а Peter Svensson признан композитором года. Мало того, Tore Johansson, который продюсировал "Gran Turismo", признан продюсером года. В поддержку альбома the Cardigans гастролировали по США, а потом по Азии и Скандинавии. После выхода "Gran Turismo" музыканты некоторое время, а точнее сказать, несколько лет, отдыхают от совместной деятельности, каждый занимается собственным проектом. Нина Перссон поет в группе A Camp, Магнус Свенингссон играет с Righteous Boy, Петер Свенссон продюсирует сестру Нене и Игл-Ай Черри Титийо (Titiyo). Наконец, к 2002-му году музыканты почувствовали, что соскучились по своим коллегам-«кардиганам» и еще не слишком стары для рок-н-ролла. Зимой 2001 года в Лос-Анджелесе началась работа над пятым диском. В процессе подготовки альбома музыканты совершают своего рода «рекординговое» мировое турне - из Швеции в Испанию (здесь их ждала студия, где записывались многие звезды, от Roxette до Sade), потом в Англию и обратно на родину, в студию Мальмо. На этот раз у них на удивление много материала, из которого можно будет отбирать наиболее привлекательные композиции. Саунд нового альбома обещает быть совершенно не похожим на последний релиз "Gran Turismo". На этот раз the Cardigans предполагают обойтись минимумом компьютеров, а также провести новый для себя эксперимент - сделать аналог живой записи всей группой одновременно. Работая по 15 часов в день, участники the Cardigans планировали получить готовый продукт уже весной 2003 года. Остается только гадать, каким предстанет поп-коллектив, который в Швеции называют сегодня «ведущей альтернативной рок-группой страны». |