ans72
Gold Member | Редактировать | Профиль | Сообщение | Цитировать | Сообщить модератору «Красный круг» эпитомизирует Мельвиля, собирая все элементы его эстетической Вселенной и выстраивая их в совершенную геометрическую фигуру, будь то кружевной узор судьбы, который окончательно складывается в последних сценах, или прямоугольная поверхность бильярдного стола как микрокосмос, где происходит встреча двух персонажей. Фильм стал самой успешной работой Мельвиля в финансовом плане и, возможно, лучшей в художественном, в который раз вызвав полярные мнения кинокритиков: одни по традиции заявили, что Мельвилю больше ничего не осталось, кроме самоповторов, другие назвали универсальность «Красного круга» кульминационным моментом творческого пути режиссера. Сам Мельвиль воспринимал «Красный круг» как свою итоговую, главную картину — ту, к которой готовишься всю жизнь, годами сдувая пылинки с замысла и сглаживая малейшие шероховатости в сценарии: «Я буду говорить о "Красном круге" как о своем последнем фильме до тех пор, пока не сниму следующий», — уточняет он в беседе с Рюи Ногейра. Лента едва не стала поводом для апофеозного воссоединения некоторых главных актеров из предыдущих фильмов Мельвиля: согласно первоначальному варианту кастинга, Корея должен был играть Ален Делон, Вожеля — Жан-Поль Бельмондо, Жансена — Поль Мерисс, а комиссара Маттеи — Лино Вентура. Действие «Красного круга» происходит в вакуумном кинематографическом пространстве: фактически, убирая из кадра все приметы «объективной реальности», эта экранизация маскулинных фантазий Жан-Пьера Мельвиля окончательно отождествляет кинематограф со сновидениями. В обоих случаях в основе возникновения визуальных образов лежат иррациональные законы, не совпадающие с логикой здравого смысла: нет, например, никаких доказательств того, что кошмар Жансена действительно является кошмаром, а не происходит наяву как абсолютно естественная часть иллюзорной природы этого фильма. Мельвиль находит гармонию прямых линий даже в сцене банальной облавы на сбежавшего преступника: этой стратегией поиска единственно верного лексического оборота при каждом контакте с реальным миром «Красный круг» преодолевает видимость хаоса и беспорядка, которые всегда поджидают на выходе из кинотеатра, и преобразует систему тщательно отобранных материальных объектов в идеальную упорядоченную структуру. Герои фильма выпрыгивают из окон поездов, идущих на полной скорости, попадают с одной попытки в цель, не пользуясь вспомогательным штативом для винтовки, и, кажется, догадываются о тех скрытых процессах в окружающей их Вселенной, о которых могут знать только ее создатель и зритель в зале: Корей говорит Вожелю, что видел, как тот забрался в его багажник, но многое указывает на то, что он — благодаря какому-то непостижимому, нечеловеческому чутью — знал об этом. Побег Вожеля начинается осенью и переходит в зиму, словно резкое изменение погоды за минимальное экранное время — логическое следствие из внутренней, субъективной хронологии этой картины. Стрелки часов «Красного круга» навсегда остановились еще до вступительных титров: метафизические гангстеры Мельвиля не имеют отношения ни к настоящему криминальному миру, ни к тому, каким этот мир мог быть когда-то в прошлом — это неуязвимые персонажи из классических легенд, а привилегия легенд, как говорит Жан Кокто в «Орфее», — быть вне времени. (c) Г. Дарахвелидзе Жан-Пьер Мельвиль. Короткие встречи в красном круге. - ГЛОБУС-ПРЕСС, 2006-160 стр. | Всего записей: 7771 | Зарегистр. 28-05-2006 | Отправлено: 13:58 19-11-2014 | Исправлено: ans72, 16:09 19-11-2014 |
|