Армия поклонников шведской группы Tiamat обладает невероятным терпением и лояльностью. В какую бы сторону ни заносило Йохана Эдлунда, слушатели относятся к его метаниям с пониманием и даже некоторым сочувствием: страдает, мол, парень, но как красиво! Tiamat являются одними из немногих без особых для себя потерь переживших переход от мрачного дэт-метал и гроулинга к пинкфлойдовским вариациям и чистому вокалу. А все почему? Ответ напрашивается сам собой: каждый новый виток карьеры выводил группу на очередной качественный уровень. К настоящему моменту Tiamat - признанные лидеры готик-метал. За это стоило бороться и страдать. От мрачного и маргинального «Samarian Cry» через эталон жанра «Wildhoney» до хитового «Judas Christ» - Tiamat скрупулезно исследовали все мрачные закоулки души, выметая оттуда весь накапливавшийся годами сор. И одновременно поднимали ворох злободневных вопросов религиозно-личностного характера. Признательности слушателей не было предела - маленькие человечки, оставленные один на один с неразрешимыми философскими проблемами, находили в Эдлунде (как основном авторе музыки и текстов Tiamat) если не единомышленника, то человека, бьющегося над теми же загадками, потому - близкого и родного. Новая, восьмая по счету работа Tiamat «Prey» («Преследование» или «Добыча») сработана в присущем группе заdoomчивом ключе, только на этот раз Tiamat показывают свою более светлую и лиричную сторону. Наряду с беспокоящими лысоголового лидера группы вопросами религиозного содержания поднимаются темы общечеловеческие: борьба добра со злом (причем на чью сторону становится сам Эдлунд - до сих непонятно), горькая любовь и приносящая успокоение смерть. И Tiamat не были бы собой, если бы не рассматривали эти темы со своей особой, несколько извращенной точки зрения. Но так даже интереснее, тем более что поэтическим талантом Йохан Эдлунд не обделен. После выхода несвойственно для группы легкого и даже местами бравурного «Judas Christ» (поклонниками, впрочем, встреченного с большим воодушевлением) перед Tiamat встал выбор. То ли и дальше шагать в направлении приближенного к попсовому саунду, то ли вернуться на обкатанную колею. Балансировать на тонкой линии музыкантам оказалось не под силу. А может, просто авантюрная жилка взыграла. «Prey» - логическое продолжение знаменитого «Wildhoney» (1994), первой серьезной заявки Tiamat на корону «Принцев Тьмы и Света». Начинающийся эмбиентным вступлением и содержащий целых три инструментальных интерлюдии, «Prey» похож на своего предшественника так, как могут быть похожими сводные братья. Потому что при всех приложенных музыкантами усилиях достичь высокого уровня «Wildhoney» им не удалось. Традиционно концептуальный и качественно записанный «Prey» все же кажется работой поспешной, серьезно проигрывающей в идеях оформления и качестве аранжировок тому же «Judas Christ». Что настораживает, ибо записывался этот альбом, в отличие от предыдущих, на модной студии Finnvox, одним из клиентов которой являются небезызвестные HIM. От мажорности «Vote For Love» не осталось и следа, но и до эпичности «Gaia» композиции «Prey» не дотягивают. Новый альбом знаменитых шведов страдает от недостатка сильных мелодий - с одной стороны - и переизбытка банальных инструментальных решений - с другой. Не одна муха подохла, зевая на лету. Единственное утешение - все более смягчающийся с годами и становящийся опасно задушевным голос Йохана Эдлунда. Лидер Tiamat открыл для себя дремавшую где-то в глубине эмоциональность (шведы вообще люди загадочные) и теперь забавляется с нею, как с новой игрушкой. В итоге выясняется, что у Йохана красивый баритон, который начинает звучать просто-таки по-мефистофелевски, когда рядом появляется хрупкий женский голосок. Обладательница сего неземного вокала, появляющегося в «Divided» и «Carry Your Cross And I'll Carry Mine» - некая Соня Брандт. В любой другой ситуации ее вокальные способности подверглись бы сильнейшей обструкции, но в данном случае вряд ли кто-нибудь возмутится. Стоит послушать Йохана и Соню в «Carry Your Cross...» - и все претензии отпадут сами собой: очень органичный и вместе с тем захватывающий дуэт. Вышеупомянутая песня, к слову, является одной из краеугольных композиций «Prey». Ибо поднимает весьма актуальную тему: не лезь, мол, со своими проблемами к и без того проблемному человеку. Шутка. На самом деле речь идет о следующем: у каждого - свой крест. Или - что на роду написано, того не миновать. В общем - поле для размышлений. В конце концов, можно сделать подстрочник и - уверяю - вопросов не убавится. Ну а если серьезно, то вся затея с «Prey» кажется, ставила перед собой единственную цель - поиграть с лирикой Алистера Кроули. Завершающая диск «The Pentagram» как раз и использует отрывок из поэмы знаменитого мага и оккультиста. И композиция эта оправдывает существование всего диска. Дело даже не в лирике и не в имени Кроули - просто в «The Pentagram» Tiamat вплотную приблизились к звучанию, которое никогда не давало им покоя: Pink Floyd образца «Dark Side Of The Moon». Что как не вступление к «Shine On You Crazy Diamond» обнаруживается в «The Pentagram»? Впрочем, Йохан Эдлунд никогда и не скрывал своей любви к знаменитым англичанам. Только никогда еще его увлеченность не проявлялась так открыто. Новую работу Tiamat вряд ли ждет блестящее будущее, но поклонникам команды она наверняка понравится. Это все тот же Tiamat, пусть и более меланхоличный, чем обычно. Любые смены направления будут приветствоваться поклонниками группы - до тех пор, пока в ее музыке звучит неизбывная грусть и гуляют инфернальные образы. А что касается чрезмерного увлечения Pink Floyd - так это и не претензия вовсе. Все же не самая захудалая группа: равняться на них - далеко не преступление. Оценка: 7/10 Трек-лист: 1. Cain 2. Ten thousand tentacles 3. Wings of Heaven 4. Love in chains 5. Divided 6. Carry your cross and I'll carry mine 7. Triple cross 8. Light in extension 9. Prey 10. Garden of heathen 11. Clovenhoof 12. Nihil 13. Pentagram |