Запад «распробовал» российский автопром МОСКВА, 11 фев — РИА Новости. Зарубежные инвесторы демонстрируют растущий интерес к российскому авторынку, который после кризиса может показать неплохой рост — в четверг в ходе визита премьер-министра Владимира Путина в Набережные Челны было объявлено о создании альянса «Соллерса» с итальянским концерном Fiat, сопоставимого по масштабу с «АвтоВАЗом», и увеличении до 15% доли иностранных акционеров в КАМАЗе. Совместное предприятие с участием итальянцев намерено начать производство через 2-2,5 года и через шесть лет выйти на мощность 500 тысяч пассажирских автомобилей в год. Несмотря на такие глобальные по российским меркам объемы, по мнению опрошенных РИА Новости экспертов, это СП не будет напрямую конкурировать с «АвтоВАЗом», чьим партнером является франко-японский альянс Renault-Nissan. В свою очередь немецкий Daimler не теряет интерес к КАМАЗу и находится в процессе увеличения своей доли в КАМАЗе с прежних 10% до 11%. При этом у крупнейшего российского производителя грузовиков появится и еще один зарубежный инвестор — ЕБРР, который купит 4%. Второй после «АвтоВаза» Первая радостная новость для российского автопрома, пришедшая в четверг из Набережных Челнов, — подписание меморандума о создании совместного предприятия между «Соллерсом» и Fiat. Это СП обещает стать вторым по величине после «АвтоВАЗа» игроком на российском рынке пассажирских машин. Его уставный капитал составит 300 миллионов евро. Создано СП будет на паритетных началах: итальянская сторона внесет на 150 миллионов евро технологий, российская — на такую же сумму — завод в Набережных Челнах и производственные мощности Заволжского моторного завода. В рамках проекта в Набережных Челнах создадут технопарк и новые мощности по производству комплектующих. Разумеется, все это потребует немалых вложений — только на закупку оборудования новое предприятие потратит 1 миллиард евро. А общий объем инвестиций оценивается в 2,4 миллиарда евро. Без помощи государства здесь не обойтись. Путин пообещал, что власти изучат возможность кредитной поддержки СП в размере 2,1 миллиарда евро, в частности, с участием госбанков. Один из них — Внешэкономбанк — уже является одним из крупнейших кредиторов «Соллерса». В прошлом году ВЭБ открыл для дочерних предприятий компании две кредитные линии общим объемом 5 миллиардов рублей — на развертывание производства автомобилей на Дальнем Востоке и ускорение локализации Fiat Ducato в ОЭЗ «Алабуга». Новый кредит «Соллерс-Fiat» хочет привлечь на 15 лет с субсидированной процентной ставкой. Также альянс рассчитывает на правительственный грант в 100 миллионов евро на разработку нового автомобиля класса С. Модели и сроки Производство автомобилей в рамках созданного СП начнется через 2-2,5 года, сообщил гендиректор «Соллерса» Вадим Швецов . Сначала в год будут производить до 100 тысяч автомобилей, к 2016 году планируется выйти на проектную мощность в 500 тысяч машин ежегодно. Линейка продукции СП будет включать девять новых моделей, в том числе, внедорожников и кроссоверов. Будет использована и база Chrysler, который сейчас находится под контролем Fiat. Не менее 10% производимых автомобилей планируется поставлять на экспорт. При этом целевой уровень локализации составит не менее 50%, включая производство в РФ двигателей и коробок передач. По словам Швецова, компания рассчитывает, что к 2015 году объем автомобильного рынка в РФ будет составлять 3,6-3,8 миллиона новых автомобилей в год против 1,5 миллиона в кризисном 2009 году. Опрошенные РИА Новости разошлись во мнении относительно моделей, на которых предприятие сосредоточится в первую очередь. Аналитик БКС Севастьян Козицын ожидает, что в первую очередь СП усилит направление пользующихся спросом даже в кризис коммерческих автомобилей в дополнение к уже имеющимся в линейке Fiat Doblo и Ducato. В свою очередь, аналитик ИК «Атон» Юлий Матевосов полагает, что в этом сегменте особых подвижек не ожидается, а вот легковой сегмент будет расширяться. Было бы идеально соединить российскую основательность и неприхотливость на отечественных дорогах с грацией и дизайном Fiat, считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов . По его словам, начинать лучше с бюджетных моделей, поскольку они сейчас более востребованы. Не конкурент для Тольятти Эксперты расценили идею нового альянса весьма позитивно. По их мнению, партнерство с иностранцами дает возможность поднять отечественный автопром на новый уровень и обеспечить занятость работников отрасли. К тому же за счет увеличения объема производимой продукции появляется возможность привлечь в Россию производителей автокомпонентов. При этом аналитики в целом считают, что новый автогигант не станет напрямую конкурировать с альянсом «АвтоВАЗа» и Renault-Nissan, хотя не исключают того, что после кризиса конкуренция на российском авторынке в целом окажется очень жесткой. Пересечения с моделями «АвтоВАЗа» у «Соллерса» нет, кроме тольяттинских внедорожников «Нива» и Chevrolet Niva, отмечает Козицын. По его мнению, волжский завод вместе с Renault будет ориентироваться на более бюджетные авто. Можно предположить, что на первом этапе «Соллерсу» будет проще, поскольку он опытнее и динамичнее «АвтоВАЗа», которому еще предстоит преодолеть многие внутренние проблемы, считает Матевосов. В свою очередь, Баранов уверен, что российский рынок до сих пор не насыщен, и после кризиса будет активно расти. Места хватит всем, а объем покупок той или иной модели будет зависеть прежде всего от того, насколько она удачна по соотношению цена-качество, прогнозирует эксперт «Финам Менеджмент». Еще немного «КАМАЗа» для иностранцев Также в четверг стало известно, что зарубежные инвесторы увеличивают свою долю в КАМАЗе с нынешних 10% до 15%. Сейчас основными акционерами крупнейшего российского производителя грузовиков являются инвесткомпания «Тройка Диалог» (44% акций) и госкорпорация «Ростехнологии» (почти 38% акций). Еще 10% находятся в руках германского автоконцерна Daimler. Сейчас «Тройка Диалог» ведет переговоры о продаже 5% акций, из которых Daimler получит 1%, тем самым увеличив свою долю в КАМАЗе до 11%. Оставшиеся 4% приобретет Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). По завершении сделки ЕБРР на правах акционера получит место в совете директоров КАМАЗа. Пока стороны не разглашают сумму сделки. В прошлом году глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов сообщил, что Daimler планирует купить еще 5-6% акций КАМАЗа по стоимости, аналогичной покупке автоконцерном 10% акций предприятия в 2008 году. Тогда цена сделки составила 250 миллионов долларов, еще 50 миллионов долларов немцам предстоит заплатить в 2012 году, если российское предприятие будет работать с прибылью. Путин в четверг сообщил, что в ближайшее время свою долю в КАМАЗе могут увеличить и «Ростехнологии». Чемезов уточнил, что госкорпорация хотела бы приобрести еще 12%, но по условиям соглашения с Daimler ни у кого из них не может быть контрольного пакета. Кроме того, все зависит от того, сколько денег на покупку акций КАМАЗа сможет выделить государство, добавил он. Глава правительства обратился к руководству Татарстана с просьбой поддержать КАМАЗ — по его словам, потребуется как административная, так и, возможно, финансовая помощь. По словам Путина, КАМАЗ в четверг подписал контракты на закупку своей продукции с различными ведомствами на 10 миллиардов рублей. |