Совет Европы рекомендовал 47 государствам-членам "твердо противостоять" преподаванию креационизма как научной дисциплины в школах. Резолюция под названием "Опасность креационизма в образовании" была принята на голосовании в ходе пленарного заседания Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ). Документ получил одобрение 48 членов ассамблеи, в то время как 25 участников голосования высказались против. Поводом для создания отчета ПАСЕ стало то, что мусульманская издательская группа в Турции разослала исламский креационистский учебник в школы нескольких стран. Отчет ПАСЕ упоминает также и о других попытках внедрить креационизм в программу преподавания естественных наук в некоторых европейских странах, включая Бельгию, Францию, Германию, Грецию, Италию, Нидерланды, Польшу, Россию, Сербию, Испанию, Швецию, Швейцарию, Турцию и Великобританию. Креационизм, или intelligent design ("разумный план") – претендующее на научный статус учение, согласно которому жизнь и Вселенную создало некое Высшее существо. Оно зародилось в США в среде сторонников буквального толкования Библии. В докладе подчеркивается, что это "почти исключительно американское явление", однако некоторые его элементы уже неоднократно пытались укорениться и в Европе. Указывается также на существование мусульманской (турецкой) версии креационизма – так называемого "Атласа креационизма" (The Atlas of Creation), распространяемого в школах Бельгии, Франции, Испании и Швейцарии. Основная цель современных креационистов – это внедрение под видом науки некоторых сугубо религиозных идей в учебные курсы. Резолюция, основанная на отчете о попытках внедрить креационизм в программу преподавания в Европе, "ставит целью предупреждение тенденции к выдаче верования за науку. Парламентская ассамблея обеспокоена возможным негативным эффектом распространения идей креационизма в наших образовательных системах, а также последствиями для нашей демократии. Если мы не будем осторожны, креационизм может стать угрозой правам человека", говорится в докладе ПАСЕ. Как рассказывает издание "Новая Европа", документ также призывает государства-члены "защищать и способствовать распространению научных знаний" в школах и противостоять попыткам поставить креационизм на одну ступеньку с теорией эволюции Чарльза Дарвина, основой современной биологии. Сторонники резолюции заявляют, что она не задумывалась как атака на веру: "Существуют различные взгляды на сотворение мира, и мы уважаем их, – сказала в интервью "Рейтер" либеральный парламентарий из Люксембурга Анн Брассер, одна из авторов отчета. – Наша основная мысль заключается в том, чтобы по возможности избежать представления креационизма как науки и чтобы креационизм не преподавался в качестве науки. Именно в этом и заключается опасность". Данная резолюция не имеет обязательной силы для стран-членов, однако решения ПАСЕ обладают некоторым весом, поскольку в нее входят парламентарии из национальных собраний стран-членов. В Русской православной церкви считают, что ПАСЕ не удастся убедить европейских школьников в идеальности теории Дарвина. Об этом в интервью ИТАР-ТАСС заявил представитель РПЦ, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. "Хотя решения ПАСЕ имеют рекомендательный характер, но удивляет, что сторонники одной из научных гипотез пытаются таким образом укрепить свою сильно пошатнувшуюся за последние десятилетия монополию на научные знания и образование", – прокомментировал Чаплин принятую на днях резолюцию ПАСЕ, которая отвергает новую теорию развития жизни на земле и рекомендует преподавать в школах теорию эволюции как фундаментальную научную теорию. "Нет единой теории эволюции; дарвиновское учение о происхождении видов – одна из многих, и было бы логично рассказать школьникам о пяти-десяти разных теориях происхождения человека", – убежден священник. Тем не менее, по заявлению докладчика ПАСЕ по вопросам культуры и образования, бывшего министра образования Люксембурга Анн Брассер, "данное решение ПАСЕ – не вопрос противостояния веры и науки, и тем не менее уберечь веру от противостояния науке просто необходимо". Напомним, что на постсоветском пространстве также имело место судебное разбирательство по поводу включения в школьную программу креационизма. Петербургская школьница и ее отец обратились в суд с требованием включить в программу средней школы по биологии теорию творения человека божественной силой (креационизм) вместо, по их словам, устаревшего и ошибочного дарвинизма. Вообще говоря, обвинять общественность в невежественности нетрудно. Однако если посмотреть чуточку глубже на столь фундаментальную проблему происхождения и эволюции человека, вернее на отношение современного общества к этой гипотезе, то главным выводом будет следующий. Не теория Дарвина устарела, не креационизм наступает, а в связи с развитием информационного общества и усилением роли науки в нашей жизни требуется альтернативизация всех главных гипотез в школьных учебниках. Теория Дарвина не отрицает Бога – прямо, кажется, об этом нигде в его трудах не говорится. Многих зачастую эстетически обижает лишь сомнение относительно изначального происхождения человека, которое распространили Дарвин и его последователи. Кроме того, тяга к креационизму – одна из примет массового общества, тянущегося ко всему бытовому и, кстати, загадочному. Для обычного представителя современного общества рассматривать существование Бога и пришельцев как однорядные по сути явления совершенно нормально. Иронично говоря, трудно заподозрить в происхождении современного человека божественное начало. Дебаты продолжаются... СПРАВКА MK.RU. Дарвинизм — по имени английского натуралиста Чарлза Дарвина (19 век) — в узком смысле — направление эволюционной мысли, приверженцы которого вслед за Дарвином традиционно придают большое значение естественному отбору как фактору эволюции. В широком смысле нередко употребляется для обозначения эволюционной теории или эволюционной биологии в целом. Креационисты оспаривают дарвинизм. Главные аргументы против эволюции (отсутствие «переходных форм», большая сложность биологических структур и невозможность их формирования за счет накопления малых случайных изменений, «вредность» мутаций) были сформулированы еще в конце XIX — начале XX веков и с тех пор практически не подверглись значительной модификации. По мнению ученых-эволюционистов, аргументы креационистов основаны на поверхностном знании основ химии, физики, геологии и биологии, а также превратном понимании большинства понятий эволюционной биологии. |