nikolajzd
BANNED | Редактировать | Профиль | Сообщение | Цитировать | Сообщить модератору Немецкая молодежь и память о фашизме Со времен межвоенной Веймарской республики мелодия Йозефа Гайдна остается национальным гимном Германии. Только сегодня от текста Генриха Гофмана фон Фаллерслебена осталась лишь одна строфа - "Единство, право и свобода для германской родины, будем стремиться к этому вместе..." Первую, в которой пелось о том, что "Германия превыше всего" изъяли после Второй мировой войны. Хотя в середине XIX века, когда Гофман писал свои стихи, не было не то что фашизма - единой Германии еще не было. Но после Второй мировой любые намеки на национальные чувства в Германии безжалостно подавлялись - чтобы не допустить повторения пройденного при нацистах Анна Шор уехала из Москвы десять лет назад и учится здесь по классу органа. И она, и ее немецкие однокашники знают историю этого здания. Анна Шор считает, что к современным немцам нужно относиться снисходительнее, чем к их дедам и отцам. "Немцам не помешало бы какое-то здоровое национальное самосознание, потому что у них сейчас вообще нет никакого. Они настолько считают себя последним отребьем, которое есть, что это тоже ненормально", - говорит Анна Шор. Рядом со столовой мюнхенского университета стоит раскладной столик с брошюрами, а за столиком сидят студенты. Они предлагают коллегам антифашистскую литературу. Одна из книжек так и называется - "1945-й: освобождение". Один из активистов, ровесник Анны Шор по имени Раймонд мог бы с ней поспорить. "Сегодня в Германии многие хотят переписать историю. Все только и говорят, что про несчастных немцев, которых бомбили англичане и насиловали русские. Как-то стало забываться, что мы немцы виноваты перед миром, мы начали войну и за это поплатились. Поэтому я и распространяю антифашистские издания, чтобы люди не забывали прошлое", - говорит Раймонд. 28-летняя студентка Дора подрабатывает в том же дворе - раздает рекламные проспекты. Она едва ли станет приобретать брошюры у Раймонда. "Когда я сталкиваюсь с евреями - например, во время турпоездки в Израиль, - я просто не знаю, как мне себя с ними вести. Я себя чуствую если не виноватой, то уж как минимум ответственной за то, чтобы это не повторилось. Но мне кажется, пришло время перестать стеснятся того, что мы немцы. Ведь война кончилась 60 лет назад!" - говорит она. "Никто не пытается сегодня обелить Гитлера. Мы должны быть абсолютно открытыми и беспощадными в отношении своего прошлого. Но и другие должны признать собственные ошибки. Разве Сталин не заключил пакт с Гитлером? Разве не было бессмысленной и жестокой бомбежки Дрездена союзниками? Никто не говорит о переписывании истории, просто всем нужно быть честными до конца", - говорит министр внутренних дел Германии Отто Шили. http://news.bbc.co.uk/hi/russian/in_depth/newsid_4516000/4516449.stm ХХ век и "война памятей" ХХ век оставил глубокие и незаживающие раны в памяти практически всех народов Восточной и Центральной Европы. Революции, войны, оккупация, холокост. Чехарда разного толка диктатур, каждая из которых бесцеремонно отнимала у людей гражданскую и политическую свободу, а взамен навязывала им унифицированные, обязательные для всех системы ценностей. Но каждый народ помнит и чувствует эту историю по-своему. Национальная память по-своему перерабатывает и осмысляет общий опыт. И поэтому у каждого народа — свой ХХ век. Горечь давних взаимных обид может долго отравлять отношения между народами – если только у них не находятся лидеры, подобные Вацлаву Гавелу, который, став Президентом Чехословакии, нашел в себе мужество (вопреки тогдашним настроениям большинства своих сограждан!) публично извиниться перед изгнанными после войны из Судетской области немцами и их потомками. Подобные символические жесты вполне способны если не поставить точку во взаимных претензиях народов друг к другу, то заметно снизить их накал. К сожалению, люди такого нравственного масштаба, как Гавел, редко становятся национальными лидерами. Сегодня споры на исторические темы возникают не столько вокруг фактов, сколько вокруг различных интерпретаций этих фактов. Добросовестное осмысление того или иного события, явления или процесса требует, прежде всего, рассмотрения его в конкретном историческом контексте. Однако зачастую сам выбор этого контекста порождает трудно совместимые оценки. Так, в контексте насильственного отторжения Вильнюса и Виленского края от Литовского государства в 1920 и последующей аннексии их Польшей, возвращение этих территорий в состав Литвы осенью 1939 выглядит актом восстановления справедливости. Но совсем по-другому смотрится это же событие в контексте пакта Молотова-Риббентропа и секретных протоколов к нему, гибели Польского государства под двойным ударом с Запада и Востока и других реалий первых недель Второй мировой войны. Подобная множественность оценок заложена в целом ряде территориальных переделов, "отторжений" и "воссоединений" тех лет. Что такое день 17 сентября 1939 года для польского народа? Это день национальной трагедии, когда страна, из последних сил сопротивлявшаяся гитлеровской агрессии, подверглась внезапному и ничем не спровоцированному вторжению с Востока. Это исторический факт, и никакие ссылки на несправедливость довоенных границ или на необходимость обеспечить Советскому Союзу западные рубежи обороны не могут снять со сталинского руководства ответственности за соучастие в гитлеровской агрессии против Польши. Но для значительной части украинского народа этот день имеет еще и особый, дополнительный смысл: это день воссоединения украинских земель в единое целое, хотя бы и в рамках СССР. Имеют право украинцы на особое отношение к этим событиям, иное, чем у поляков? Да, имеют. Но при этом и поляки, и украинцы вправе ждать друг от друга понимания и уважения к различиям их памятей. Как следует воспринимать события 1944 года, когда Советская армия вышибла немцев из Литвы, Эстонии и большей части Латвии? Как освобождение Прибалтики от гитлеровцев? Как важный этап на пути к окончательной Победе над нацизмом? Безусловно; и именно так воспринимаются эти события в мире. В России это восприятие особенно остро, оно вошло в основу национального самосознания. Но для эстонцев, латышей и литовцев военные победы Советская армии означали еще и возвращение их стран в состав СССР — государства, которое в 1940 лишило их национальной независимости, возвращение режима, который за 11 месяцев, с июля 1940 по июнь 1941 успел зарекомендовать себя многочисленными арестами и приговорами по политическим обвинениям, депортацией десятков тысяч человек в Сибирь и Казахстан, бессудными казнями заключенных в первые дни войны. А в ближайшем будущем, которое окончательно определилось осенью 1944, их ожидали насильственная коллективизация, новые аресты и новые массовые депортации. Имеют ли граждане России и других стран, входивших в состав СССР, право гордиться военными успехами Советской армии в 1944 году? Вне всякого сомнения: это право оплачено кровью сотен тысяч погибших солдат. Но, нисколько не поступаясь этой законной гордостью, они должны знать и понимать, что, кроме освобождения от нацизма, принесли эти успехи народам Балтии В Грузии и Украине недавно открыты "музеи советской оккупации". Это вызвало у большинства российских граждан недоумение или раздражение. В России лишь специалисты-историки знают о существовании независимой Грузинской Демократической Республики в 1918–1921 и о попытках создания в 1918–1920 независимой Украинской Народной Республики, а также о роли Красной Армии в их ликвидации. Но в самих этих странах память об их независимом государственном существовании в ХХ веке, пусть исторически кратком, никогда полностью не исчезала. Вполне естественно, что сейчас там возникает стремление к переосмыслению событий 1920 и 1921 годов. Это же относится и к оценкам вооруженного партизанского сопротивления коммунистическому режиму в послевоенные годы на Западной Украине, в Литве, Латвии, Эстонии, Польше. Память о повстанческих движениях, как правило, сложна и драматична; она не может не порождать множество самых разных оценок. Вплоть до самых крайних: кто-то склонен к безоглядной героизации "борцов за свободу", кому-то мучительно трудно расстаться с привычными представлениями о "бандитах". Перечень примеров, когда память одного народа вступает в противоречие с памятью другого народа, можно продолжать и дальше. В этих противоречиях нет решительно ничего скверного, напротив: если относиться к ним с должным пониманием, они лишь обогащают историческое сознание каждого народа, делают наши представления о прошлом более объемными. В истории советского государственного террора — эта разница в оценках и понимании оказалась не менее болезненной, чем в других областях. Трагедии прошлого, неосознанные и неосмысленные, или осмысленные лицемерно и поверхностно, становятся основой для новых историко-политических мифов, влияют на национальные менталитеты, искажают их, сталкивают между собой страны и народы. Для России история рухнувшего Советского Союза неотделима от ее собственной истории — таково самосознание большинства ее граждан. Отчасти поэтому, а отчасти из-за того, что Россия объявила себя правопреемником СССР, для ряда соседних народов она оказывается удобным объектом, на который можно возложить историческую ответственность — достаточно однозначно отождествить сегодняшнюю Россию со сталинским СССР и указать на нее как на источник своих национальных трагедий. Россия, со своей стороны, нашла особый способ облегчения ноши, возложенной историей на народы, пережившие тоталитаризм. Вместо добросовестных попыток осмысления истории ХХ века во всей ее полноте и трагизме, вместо серьезной общенациональной дискуссии о советском прошлом, здесь возрождается, с небольшими изменениями, советский державно-патриотический миф – миф об отечественной истории как о череде славных героических свершений. В этом мифе, по большому счету, вообще нет места ни вине, ни ответственности, ни осознанию самого факта трагедии. Какая же может быть гражданская ответственность за героизм и самопожертвование? В результате многие российские граждане просто не в состоянии осмыслить не только степень исторической ответственности Советского Союза перед соседними с сегодняшней Россией странами, но и масштабы катастрофы, постигшей саму Россию. http://hro1.org/node/1655 | Всего записей: 70 | Зарегистр. 15-12-2004 | Отправлено: 01:04 11-05-2008 | Исправлено: nikolajzd, 01:34 11-05-2008 |
|