С.Бунтман - Мы начнем с возникшей истории вокруг Александра Солженицына. Это практически нападение на Музей ГУЛАГа. ... А.Венедиктов ... творчество Александра Солженицына, как любого писателя и общественного деятеля, не является святым и неприкосновенным. Такова моя точка зрения в отличие от Владимира Мединского. Так вот, его произведения и его биографию, его поступки можно и обсуждать, и восхвалять, и осуждать. Но есть пределы, и эти пределы связаны для меня, прежде всего, с самой фигурой Солженицына, чей манекен был повешен, как на виселице на дверях ГУЛАГа. Я хотел бы напомнить этим молокососам, балбесам и хулиганам о том, что Александр Исаевич Солженицын имеет два боевых ордена. В Великую отечественную войну он получил два боевых ордена. В 43-м году, не самом победном он получил орден Отечественной войны 2-й степени и в 44-м году он получил орден Красной Звезды. И этих боевых орденов, даже когда он был осужден, его не лишали, этих орденов. Поэтому по поводу того, что он сделал для страны, даже поставив за скобки, может быть, и литературные произведения и общественную деятельность, которые вам не нравились, тем не менее как минимум это заслуживает уважения. Это первая история. Вторая история. Безусловно, это молодые люди, которые в школе уже изучали Солженицына, они не убеждены в том, что он писал правду, видимо. Как любое художественное произведение – если мы относимся к Солженицыну, как к писателю, в первую очередь. Ну, так любой художник может писать, как он считает правильным и как он чувствует. Но при этом, конечно, это можно обсуждать, но обсуждать это надо на школьных уроках, обсуждать это надо за круглым столом на радиостанциях, в журналах, на телевидении: роль писателя, роль Толстого, роль Солженицына, роль Улицкой, и так далее. Но это не повод для того, чтобы изображение этих людей подвергать в присутствии вдовы и сыновей такому изуверству. С вашими матерями может быть то же самое. Не стоит. Поэтому, мне кажется, что еще важная история – что все-таки, видимо, эти ребята, которые уже учились – они молодые, они учились в школе, они изучали Солженицына – видимо, они никогда не видели и не знают тот масштаб зверств этих репрессий, о которых писал Солженицын. Он бы не первым, но он был самым эпическим. И надо быть благодарным ему за то, что он поднимал эту проблему. Но спорить о цифрах… ну, художник не историк, художник может написать картину "28 панфиловцев", забыв, что их было 150, но художник имеет на это право так же, как и Солженицын художник. Значит, этих ребят надо повести, чтобы они были не снаружи музея ГУЛАГа, а внутри музея ГУЛАГа, чтобы они познакомились с экспонатами и позадавали вопросы, прежде чем занимать позицию. Это большая беда, видимо, нашего образования. Я бы добавил к этом, что значит, мало работаем. И, что важно, конечно, но это действо – это хулиганство, даже не вандализм, а хулиганство, и за хулиганство они должны быть наказаны. С.Бунтман - Одна из частей наказания – должна быть подробная экскурсия. А.Венедиктов - Или общественные работы - было бы неплохо – в СИЗО, например. Что такое российские тюрьмы – пусть познакомятся. Поубирают, там полы помоют. С туберкулезными заключенными пообщаются. Так неплохо проведут время, узнают, что такое тюрьмы, что такое было сидеть в лагере, сидеть в тюрьме. Я напомню, что Солженицын был незаконно посажен и был потом реабилитирован советской военной прокуратурой. Есть справки. И вот поэтому эти молодые люди должны ответить… Каждый поступок – это ответственность. |