Каждая из «волн» русской эмиграции — это цена, которую вынуждена была заплатить Россия за резкие переломы в своей истории. «Первой» — дореволюционной — волной Россия расплатилась за проведенную Витте форсированную индустриализацию, обострившую социальные и национальные противоречия на окраинах империи. «Второй» (согласно другого счета — «первой послереволюционной») — за кровавую и успешную большевистскую революцию. Далее был сталинский «великий перелом» и грандиозные чистки, которые обошлись стране в сотни тысяч беженцев из СССР и так наз. «перемещенных лиц» во время немецкой оккупации, не пожелавших возвращаться в красное царство кремлевского тирана. «Четвертая» волна была вызвана укреплением советского режима на имперско-национальных основаниях, после неудачи оттепели, что привело в конечном счете к массовой еврейской эмиграции, продолжавшейся — во многом по инерции — и после 1985 года. Наконец, «пятая» эмиграция — это цена за крах, названный демонтажем советской империи и попытку ускоренными темпами вписаться в мировое цивилизованное сообщество, стать «нормальным» демократическим государством. На самом деле это были не столько волны, сколько «девятые валы», пики эмиграции — огромные по численности и качественно сложные, — порожденные глобальными бурями Гражданской и Великой Отечественной войн, тотальной духовной стагнацией, индустриальными бросками в будущее, распадом СССР. И это только ХХ век. Но генератором эмиграционных волн — больших и малых, сильных и слабых — Россия является вот уже на протяжении последних 300 лет. Кто только ее не покидал, начиная с XYIII века: староверы, никониане, евангелисты и сектанты; калмыки, ногайцы, татары, евреи и другие национальные меньшинства; революционеры и интеллектуалы, крестьяне и предприниматели. Эмиграция стала имманентным свойством российской действительности послепетровского времени. |