Spectare
BANNED | Редактировать | Профиль | Сообщение | Цитировать | Сообщить модератору
Цитата: Среди современников Татищев слыл вольнодумцем и безбожником. Он не был теистом, не считал Бога абсолютной бесконечной личностью, стоящей над миром и человеком. В вопросах религии и церкви Татищев стоял на позициях религиозного скептицизма и деизма — религиозно-философского учения, распространенного в XVII—XVIII вв., признающего Бога творцом мира, но отвергающего его участие в жизни и обществе. Деисты считали Бога безличной первопричиной, отвергали религиозный фанатизм, отстаивали свободу вероисповедания и сыграли значительную роль в развитии свободомыслия. На страницах «Истории Российской» много критических высказываний в адрес духовенства. В «Предъизвесчении» к этому труду Татищев отмечал, что по прибытии в Петербург в 1739 г. «Историю» (вторую часть книги) «в порядок» привел и многим показывал, «требуя к тому помосчи и разсуждения», но получил противоречивые отзывы. «Явились некоторые с тяжким порицанием, якобы я в оной православную веру и закон (как те безумцы произнесли) опровергал». .... Д. В. Андрусенко справедливо отметил: «Взгляды В. Н. Татищева на религию и церковь, принесшие ему немало жизненных осложнений, неоднозначно оценивались на разных этапах развития отечественной историографии. Та или иная оценка в первую очередь зависела от общественно-политических, религиозных и исторических представлений исследователей». ....А. Л. Шлецер полагал, что... обвинения Татищева в политическом и религиозном вольнодумстве явились одной из причин несостоявшейся публикации «Истории» в 1740 г. Не случайно Г. Ф. Миллер, готовя «Историю» к изданию, исключил многие авторские примечания Татищева как слишком вольные. Безусловно, обзор религиозной литературы и книг по истории церкви, имевшихся в первой библиотеке Татищева, оставленной им в Екатеринбурге в 1737 г., позволит исследователям более полно судить о мировоззрении Татищева и его взглядах на религию и церковь. Эта литература не являлась объектом специального изучения в нашей историографии. | Добавлено: Цитата: Сам Татищев был сторонником веротерпимости и четко изложил свою позицию в «Разговоре»: «О единстве веры некоторые политики, но более паписты… толкуют, якобы государство, а паче монархия, от разности вер не безопасно…». «По рассуждению можно сказать, что всякого государства или общенародия благополучие на согласии и любви зависит, а несогласие и вражда разоряет… разность веры в людех творит разпрю и ненависть тем, что один другаго неумным или неблагоразсудным поставляет…». «Да и распри такие ни от кого более, как от попов для их корыстей, а к тому от суеверных ханжей или несмысленных набожников, происходят. Между же людьми умными произойти не могут, понеже умному до веры другаго ничто касается и ему равно, Лютер ли, Кальвин ли, папист, анабаптист, магометанин или язычник, с ним в одном городе живет или с ним торгуется. Ибо не смотрит на его веру, но смотрит на его товар, на его поступки и нрав и потому с ним обхождение имеет…». Татищев ставит в пример Англию, Голландию, Швейцарию, некоторые вольные города Германии, где допущено «вольное богослужение»; особенно Россию, где проживают не только христиане разных исповеданий, но и магометане, язычники, «но разности вер вреда не имели». |
| Всего записей: 2002 | Зарегистр. 17-05-2003 | Отправлено: 18:57 15-05-2019 | Исправлено: Spectare, 19:06 15-05-2019 |
|