Простой пример. Голод – нормально? – нормально, конечно. Организм не может жить без пищи. Но что произошло? Оказывается, вот эти естественные, беспорочные страсти оказались в человеке очень скользкой и наклонной плоскостью. Садится человек за стол, и вместо того, чтобы съесть столько, сколько нужно, он съедает в 2 – 3 раза больше. Это справедливо к остальным прочим вещам. Оказывается, в человеке что-то произошло, сломан какой-то узел, какая-то преграда, которая стояла бы и фиксировала и говорила: всё, больше нельзя. Потерял он вот этот ориентир. И вот эти вещи, оказывается, вот эта страстность, которую мы называем беспорочной, она оказалась в человеке причиной очень большой порочности. Человек берёт, человек стремится, человек тянется, жаждет куда больше того, что ему нужно. И поэтому видим мы алчность невероятную, и тщеславие, и гордыню и так далее. Всё, оказывается это, вот эти вещи, то, что мы называем страстями, это есть не что-то извне приходящее, а это есть искажение тех нормальных свойств, которые присущи человеку, но искажаются в нём его свободой, его несдержанностью, его, так сказать, произволением, как мы видим у святых отцов. Об этом они пишут очень много, что сами по себе эти беспорочные страсти не греховны, нет тут ничего. Ели и самые великие святые, ели и пили. Но что превращается в каждом из нас – это является грехом. Вот, что такое страсти, вот какова их почва. И до тех пор, пока человек находится подверженным, является вот этим тленным, смертным и неукоризненно страстным, он, оказывается, становится укоризненно страстным. Вот что явилось основой и почвой для всех тех нарушений, которые уже именуются грехом личным, в личном значении этого слова. Вот, что это такое. |