nikolajzd
BANNED | Редактировать | Профиль | Сообщение | Цитировать | Сообщить модератору Причины поражения Красной армии в начальный период ВОВ Бездарное политическое и военное руководство СССР готовило страну к войне, но не к обороне, как пытаются убедить и доказать многие авторы советской формации, защитники всего советского; к войне наступательной, агрессивной, на чужой территории, и, зная боевую фактическую готовность Красной Армии, не малой кровью. Навязанная ВКП(б) в 1939 году наступательная доктрина руководству ГШ РККА почти не вызывала возражений – да и кому было возражать, если командующие округов командовали 1-2 года, Народный комиссар обороны Тимошенко чуть больше. Руководство подбирало такие кадры, которые не смели бы возражать генеральной линии партии. Наркоматом обороны в предвоенные годы в угоду политическим амбициям Сталина завышалась оценка своих войск, и недооценивались войска противника. Так, командующий Западным особым военным округом генерал армии Д. Павлов 28 декабря 1940 года утверждал, что «советский танковый корпус способен решить задачу уничтожения 1-2 механизированных дивизий или 4-5 пехотных дивизий», а 13 января 1941 года Начальник Генерального штаба командарм 2-го ранга К.А. Мерецков заявил: «При разработке полевого устава мы исходили из того, что наша дивизия значительно сильнее дивизии немцев и во встречном бою она разобьет немецкую. В обороне одна наша дивизия отразит удар 2-3 дивизий противника». Не были замечены достижения немецкого командования по сосредоточению сил танковых соединений на направлении главных ударов, использованию оперативных и тактических десантов, быстрому переносу усилия, взаимодействию сил сухопутных войск, авиации, флота. Отрицалось вступление в сражения с началом той или иной кампании одновременно основных сил. Запоздало и принятие Политбюро в июне 1941 года «Постановления о дислокации войск второго стратегического эшелона» («второй линии») в основном по р. Днепр. Этим же Постановлением намечалось строительство государственного рубежа обороны на подступах к г. Москве. Генеральный штаб за два, за один, за полгода до начала войны допустил просчеты в сроках ее вероятного начала, в оперативном построении войск первого стратегического эшелона, а главное – просчитались в направлении главных ударов. Два года европейской войны показали, что немцы планируют операции на направлениях максимальных пропускных способностей железных дорог, т.к. организация снабжения и 90% переброски войск проводились, в основном, по ним. Да и как показал послевоенный анализ, за основу плана «Барбаросса» взято наличие железных дорог на направлении основных ударов. Несмотря на то что колея в Европе уже, проще было использовать имеющиеся железные дороги. Поэтому и выбрано первое направление на Ленинград, второе – Минск-Москва и третье – на Винницу, так как местность благоприятствовала применению танков. Невоюющий СССР до войны, в 1939 и 1940 годах, выпускал боевых самолетов больше, чем Германия. Строились 9 новых и реконструировались 9 действующих самолетостроительных заводов; строились 6 новых мотостроительных и реконструировались все имеющиеся заводы. Парк авиации к началу войны составил 15 990 боевых самолетов, из них 9 917 дислоцировались на западном стратегическом направлении (7 133 – в военных округах, 1 445 – в ВРКФ, 1 339 – самолеты дальней авиации). Германия к 22 июня имела 1 820 и 770 самолетов союзников. Таким образом (по общему парку самолетов) превосходство по самолетам у советской стороны 4,5:1 Примерно таким же положение дел было и с танками. Третья причина поражений – профессиональная. Вся система управления в СССР, подготовка и уровень руководства народными комиссариатами, в том числе и РККА, носили ярко выраженный партийно-полицейский характер и направлены были на последовательное и планомерное уничтожение инакомыслящих Запуганные, забитые командующие слепо выполняли требования полевых уставов, стараясь ни на йоту не отступить от требований партии, ибо расплата может последовать немедленно. Поэтому и отмечались в годы войны шаблоны в оперативном искусстве, а на тактическом уровне атаки проводились прямолинейно, толпами по 500-1000 человек, по минным полям, поскольку сзади находились заградительные отряды и штрафные роты, т.к. те, кто сомневался в их настоятельной необходимости, тут же расстреливались. Только Политбюро, правительство СССР и НКВД виновно в том, что стратегические запасы страны были переброшены в тылы приграничных округов. Складированные запасы не только не были в достаточной степени обеспечены железнодорожным транспортом, что было и практически невыполнимо, но также не предусмотрено было их уничтожение – из-за отсутствия и специалистов, и средств подрыва. Только комиссариат ВД виновен в том, что, несмотря на предупреждения военных специалистов, начались одновременные реконструкционные работы на всех аэродромах по увеличению длины взлетно-посадочных полос, а самолеты скапливались на ограниченном количестве аэродромов, которые были придвинуты к границе, что сделало их уязвимыми от авиации гитлеровцев. План оборонного строительства и оборудования противотанковых и противопехотных заграждений – кстати, также под контролем НКВД – был выполнен на 25%. При внешней несопоставимости идей национал-социализма и коммунизма, между ними было много общего. Если заменить «класс» на «расу», «арийцев» на «пролетариат» и «мировой сионистский заговор против Великого Рейха» на «мировой заговор империалистов против первого рабоче-крестьянского государства», то идеологические различия как в отношении к своему народу, так и другим народам окажется не столько велика. Одинаково были сформулированы причины нападения на Польшу: немцы – для защиты «фольксдойч», СССР – для защиты братьев-славян. Одинаково назывались государственные преступники: «враги народа» в СССР и «враги нации» – в Германии. По степени принуждения граждан, по тотальному контролю за сознанием людей, по размаху репрессий режимы опять-таки схожи, хотя практическое воплощение было разным. Два диктатора – один во благо немецкой нации, а другой во благо избранной для защиты части общества, «только рабочих и крестьян», – одновременно готовились к войне друг против друга. И один из них нанес упреждающий удар и выиграл начальный период войны. http://www.polit.ru/analytics/2006/06/21/porazhenie.html СКРЫТАЯ ПРАВДА ВОЙНЫ: 1941 ГОД НЕИЗВЕСТНЫЕ ДОКУМЕНТЫ Составители: кандидат военных наук П. Н. Кнышевский (руководитель), кандидат исторических наук О. Ю. Васильева, кандидат военных наук В. В. Высоцкий, С. А. Соломатин Настоящая книга - это сборник документальных материалов, раскрывающих малоизвестные и совсем не известные страницы самого тяжелого периода Великой Отечественной Войны - второй половины 1941 года. Представленные здесь документы, а также богатые статистические выкладки позволяют посмотреть на трагические события 50-летней давности по-новому, заставляют о многом задуматься. Документальные свидетельства были собраны составителями в закрытых фондах военных и гражданских архивов и за редким исключением публикуются впервые. СОДЕРЖАНИЕ От составителей "Если завтра война..." Три указа одного дня Просчеты планирования Трагедия тыла Уроки Жлобинской операции Пороги безвластья Псковский рубеж Зловещая тайна сигнала "Хризантема" Пути-дороги "Кто знает, кто помнит, кто слышал?" На подступах к Москве Надежда армии К вопросу о "тактике выжженной земли" Война за все спросит Цена ошибок Что произошло на острове Бьерке "Броня крепка..." Забытые Герои и стимулы "Кнут" и "пряники" Сталина По фактам измены Всегда ли коммунисты были впереди? Казнокрады "Ищите женщин" Преступления и наказания "Металл войны" По агентурным данным Хранить в архиве, числить секретным Приложение. Цифры, факты, следствия http://rkka.ru/docs/spv/SPV.htm Трагедия военной авиации СССР в 1941 году: случайность или закономерность Как известно, механический перенос опыта гражданской войны, политические чистки и уничтожение военной элиты в 1937-1938 годах, привели к сильному падению боевого потенциала РККА. Последовавшее за этим форсированное восстановление боевого потенциала РККА и авиации в том числе, как известно, было слабо подкреплено материальными ресурсами и положительного результата не дало. Например, если в 1937 году в Вооруженных Силах имелось 18 авиационных училищ, то на 1 мая 1941 года их насчитывалось уже 100 («Военные кадры накануне войны». Д.и.н., профессор Ф.Б. Комал. Военно-исторический журнал» №2, 1990 г.). Но на 1 января 1941 года школы и училища ВВС были укомплектованы преподавателями только на 44,1%. Кроме того, в этих учебных заведениях вместо 1276 самолетов СБ по штату на 1 сентября 1940 г. имелось лишь 535, а кабин Ф-1 с двойным управлением, вместо полагавшихся 743 — 217. Плохо обеспечивались они и горючим (на 41,4% потребности), часто менялись сроки обучения (с 1939 по 1940 г. — 7 раз) и количество часов налета. Назначения и перемещения за один только 1939 год вовлекли в служебный круговорот 246626 человек, что составляло тогда 68,8% штатной численности начальствующего состава. За этот период в армии происходили огромные перемещения офицеров, особенно много было выдвижений на должности старшего и высшего начальствующего состава в 1938— 1939 гг. Это объясняется, во-первых, тем, что тогда формировались новые полки, дивизии, корпуса, армии и военно-учебные заведения. Во-вторых, в результате увольнения большого количества офицеров в 1937—1938 гг. образовался дополнительный некомплект в кадрах. Пустоты заполнялись новыми людьми, многие из которых сразу выдвигались на крупные руководящие посты, хотя большая часть из них не имела необходимых знаний и опыта. И то, что в этих условиях принималась доктрина наступательных боевых действий в любых условиях в случае агрессии со стороны, являлось свидетельством безграмотности руководства государством и вопиющей безответственностью. Как выяснилось очень скоро, уже во время Финской войны, ни один род войск не был готов к ведению не только наступательных, но даже оборонительных боевых действий. Вполне закономерно, что в такой обстановке еще существовали: перекос в общих взглядах на войну, отрицание объективных законов ведения вооруженной борьбы в угоду авторитетному мнению, клановость в руководстве страны и вооруженными силами. Они привели к перекосам в идеологии формирования системы вооружений Армии, и авиации в том числе, в определении приоритетов в развитии вооружений и планировании боевой подготовки войск. Долгое время никак не могли определить роль бомбардировочной авиации дальнего действия, никак не могли прийти к общему мнению по поводу того какой истребитель нужен ВВС, сами ВВС были подчинены Сухопутным войскам и т.д. Никто не смотрел на ВВС как на сложную систему со своими объективными законами развития и функционирования, а соответственно и вопросы взаимодействия ВВС с другими родами войск были отработаны слабо. Об элементарной некомпетентности, неорганизованности и безответственности, царивших в руководстве страны и ее ВС, свидетельствуют мемуары и, ставшие недавно доступными, многие приказы и документы того времени1. В конечном итоге именно это привело к поражению 1941 г. и трудностям 1942 г., хотя все признаки надвигающейся катастрофы были на поверхности уже в 1939 году. Первый тревожный звонок прозвучал еще в мае 1939, когда первые дни боев у реки Халхин-Гол принесли просто удручающий результат: за 2 сбитых японских самолета было заплачено 18 наших. Дело дошло до того, что Нарком Обороны К. Е. Ворошилов в начале июня... запретил боевые вылеты (РГВА, Ф.32113, Оп. 1, Д.473). Положение изменилось только после приезда опытных летчиков, которые смогли обучить своих боевых товарищей тому, чему их недоучили в летных школах. Первые же бои в небе над Финляндией самым жестоким образом рассеяли иллюзии относительно боевой готовности ВВС Красной Армии, особенно бомбардировочной авиации. 30 ноября 1939 г эскадрилья 35-го скоростного бомбардировочного полка вылетела для нанесения удара по важнейшим объектам неприятельской столицы — вокзала и электростанции, но в результате потери ориентировки сбросила свой смертоносный груз... на жилые и дипломатические кварталы Хельсинки (РГВА, Ф.34980, Оп.12, Д.1935). Прикомандированный к штабу Северо-Западного фронта комкор П.С.Шелухин писал Наркому Обороны2: «Состояние боевой выучки авиачастей находится на крайне низком уровне... бомбардировщики не умеют летать и особенно маневрировать строем. В связи с этим нет возможности создать огневое взаимодействие и отражать массированным огнем нападение истребителей противника. Это дает возможность противнику наносить своими ничтожными силами чувствительные удары. Навигационная подготовка очень слаба, что приводит к большому количеству блуждений (так в документе) даже в хорошую погоду; в плохую видимость и ночью - массовые блуждения. Летчик, будучи неподготовленным к маршруту, и в связи с тем, что ответственность за самолетовождение лежит на летчике-наблюдателе, небрежничает в полете и теряет ориентировку, надеясь на летнаба. Массовые блудежки очень пагубно отражаются на боеспособности частей, т.к. они ведут к большому количеству потерь без всякого воздействия противника и подрывают веру в свои силы у экипажей, а это в свою очередь заставляет командиров неделями выжидать хорошей погоды, чем резко снижается количество вылетов... Говоря о действиях авиации в целом, нужно больше всего говорить о ее бездействии или действии большей частью вхолостую. Ибо нельзя ничем иначе объяснить то обстоятельство, что наша авиация с таким колоссальным превосходством в течение месяца почти ничего не могла сделать противнику...» (Ф.34980, Оп. 12, Д. 1774, Л.23 об.). За все время советско-финской войны СССР потерял 627 самолетов различных типов. Из них 37.6% было сбито в бою или совершили посадку на территории противника, 13.7% пропали без вести, 28.87% потеряно в результате аварий и катастроф и 19.78% получили повреждения, которые не позволили вернуть самолеты в строй. В то же время финская сторона потеряла сбитыми в бою 76 и поврежденными 51 самолет (K.Keskinen, K.Stenman Op.cit. p. 145.)... http://www.airpages.ru/cgi-bin/pg.pl?nav=ru11&page=hist_1 Эволюция официальной отечественной историографии о потерях СССР и Германии в Великой Отечественной войне. В 2005 году в России широко отметили 60-летие Победы СССР в Великой Отечественной войне. Для тех, кто пережил войну и для их потомков, Победа навсегда останется величайшим событием XX века. Важнейшей нравственной и научной проблемой является цена, которую народы СССР заплатили за разгром врага, достижение Победы. На разных этапах послевоенной отечественной истории вопрос о потерях в войне становился предметом острых научных дискуссий, политических игр, идеологических противоборств. В советский период история войны и её итоги стали заложниками глобального противостояния между Востоком и Западом, аргументами в споре об исторических преимуществах того или иного общественно-политического строя. Официальная отечественная историография Великой Отечественной войны в целом и её демографических последствий, в частности, прошла сложный и извилистый путь. От прямых фальсификаций и лжи о потерях СССР в войне до глубоких и объективных исследований, которые приближают нас к исторической правде. Выделим несколько этапов в истории изучения потерь сторон в 1941 – 1945 годах. I этап приходится на вторую половину 1941 – середину 1950-х годов. Первые оценки потерь основных противоборствующих сторон относятся к 1941 году. Завершается этот этап примерно в 1955 – 1956 годах, когда после смерти Сталина публикации, содержавшие перечисление исключительно позитивных итогов войны, постепенно сокращаются. II этап тесно связан с хрущёвской «оттепелью» и датируется серединой 1950-х – серединой 1960-х годов. Несомненно, его начало относится к 1956 году, XX съезду КПСС, а завершается он примерно в 1965 году, когда была опубликована в издательстве «Наука» книга А. М. Некрича «1941, 22 июня». Последовавшая резкая официальная критика этой книги стала своеобразным водоразделом между «оттепелью» и «застоем» в исторической науке, она словно провела жирную черту под вольностями хрущёвской эпохи. III этап мы датируем второй половиной 1960-х – серединой 1980-х годов. В 1965 году вышел последний, шестой том фундаментальной «Истории Великой Отечественной войны», сданный в набор в августе 1964 года, ещё при Хрущёве. В следующем году в Институте марксизма-ленинизма при ЦК КПСС прошло обсуждение книги А. М. Некрича «1941, 22 июня», носившее якобы «абсолютно неофициальный характер»1, но на деле приведшее (понятно, не только одно это обсуждение) к запрещению книги, частичному уничтожению экземпляров, хранившихся в библиотеках, и исключению автора книги из КПСС2. Начиная с этого времени, фактически был наложен запрет на острые публикации по истории войны, исследование сложных, противоречивых проблем, включая и истинные военные потери. Завершается этот этап примерно в 1985 году, когда Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М. С. Горбачёв, объявивший политику гласности и перестройки. IV этап, пожалуй, самый непродолжительный, но очень важный и даже переломный. Он продолжался со второй половины 1980-х до начала 1990-х годов. Начало этого этапа приходится на 1986-1987 гг. – время первых острых публицистических материалов в СМИ, в том числе посвященных войне, а завершается он примерно в 1992 году. К этому времени в «активе» историков были не только серьёзные статьи, но и первые монографии, в которых назывались ошеломляющие цифры прямых и косвенных потерь СССР в 1941-1945 гг.3 8 мая 1990 года на торжественном заседании Верховного Совета СССР, посвящённом 45-летию Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне, М.С. Горбачёв обнародовал в округлённом виде новую официальную версию о числе погибших советских граждан в 1941-1945 гг. – «почти 27 млн. человек»4. V этап начинается в 1993 году. В этом году вышла «в свет» книга «Гриф секретности снят: Потери Вооружённых сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах». Начиная с 1993 года, последовательно выходят исторические, статистические, демографические исследования, в которых различные аспекты темы о потерях СССР и Германии в Великой Отечественной войне становятся предметом всестороннего, объективного анализа. http://www.kubanmemo.ru/library/Kropachev01/evolution.php Гриф секретности снят Потери Вооруженных Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах Статистическое исследование. Москва, 1993 http://ef.1939-1945.net/b003_000.shtml Человеческие жертвы Второй Мировой войны в Германии http://ef.1939-1945.net/s003_losses_01.shtml ЦЕНА ВОЙНЫ: ЛЮДСКИЕ ПОТЕРИ СССР И ГЕРМАНИИ, 1939-1945 ГГ Б.В. Соколов http://www.infran.ru/vovenko/60years_ww2/demogr8_1.htm http://www.infran.ru/vovenko/60years_ww2/demogr8_2.htm http://www.infran.ru/vovenko/60years_ww2/demogr8_3.htm Добавлено: Чубарьян. Белые пятна в истории великой войны Рамазашвили. Есть такая профессия -- историю зачищать: ЦАМО РФ в преддверии 60-летия Победы Яременко. На волю или в неволю Яременко. “Останки сожжены и развеяны над Гнилыми болотами” Как брали Берлин Рассекреченная история Советские войска в послевоенной Германии Обзор рассекреченных материалов Центрального архива Министерства обороны РФ | Всего записей: 70 | Зарегистр. 15-12-2004 | Отправлено: 13:38 25-09-2007 | Исправлено: nikolajzd, 13:11 02-10-2007 |
|