Zubetz_Blitz
Advanced Member | Редактировать | Профиль | Сообщение | ICQ | Цитировать | Сообщить модератору xy Ещё раз перечитал. Извиняюсь, надеясь, что извинения будут приняты без отрезания пальцев, как это принято у японцев. Построение выполнено правильно, но к сожалению не очень наглядно, да и пример с точечными источниками, на мой взгляд не очень удачен. Чтобы навести полную ясность давай рассмотрим пример не с источниками света, а с предметами. Для начала внесём полную ясность, так где же на самом деле находится диафрагма? Ия и xy рассматриваем тонкую линзу а не реальный многолинзовый объектив, что по сути дела не меняет. В каждой реальной оптической системе имеющей конеяную толщину , будь это линза или сложный объектив, можно указать две главные плоскости: переднюю Н и заднюю Н', в которых как бы сосредоточено все действие системы, т.е. преломлениелучей. От Н отсчитывается расстояние до предмета, а от Н'-до изображения. Для тонкой линзы, эти плоскости находятся внутри стекла, для сложных специально рассчитанных оптических систем между линзами. Вот в точке H' как раз и расположенна диафрагма. В нашем случае с одной линзой будем считать, что она внутри линзы, или если вам угодно меняется диаметр линзы. Переработанный рисунок Ситуация обычная на 99%. Плоскость проецируемого изображения находится между внутренним и удвоенным фокусом внутри камеры. Два предмета дальше двойного фокусного расстояния. Съёмка обычная, не макро! Предположим, мы сфокусироваль систему объектив - плоскость плёнки-сенсора на оббект АВ. Объект CD находится не в зоне фокуса. Изображение стоим по следующим лучам: Чёрный - влоль оптической оси проходит через все точки D,B,O. Красный и пурпурный - через оптический центр линзы. Синий и зелёный параллельны оптической оси и проходят через задний фокус F' линзы. Как видно из рисунказелёный и пурпурный лучи пересеклись в одной точке. Это и есть фокусировка на объект, который мы выбрали, в данном случае это AB. Достигается изменеием расстояния от линзы до плёнки. В реальных условиях мы (или мотор более продвинутой камеры) сдвигаем линзу вдоль оптической оси, тем самим изменяя расстояние от линзы до плёнки, добиваясь резкого изображения желаемого объекта. Обратим внимание на синий и красный лучи от точки С. Они не пересекаются в плоскости плёнки, а пересекутся в некоей точке C'''. Если бы мы поместидли плёнку в эту точку C''', то резким бы стал предмет CD а не AB/ Отрезок C'C'' и есть пятно нерезкости проекции точкм С, т.е. края изображения предмета CD на плёнку в случае фокусировки на предмет АВ, как и показано на нашем рисунке. Как действует диафрагма? На рисунке обозначена "aperture". Получается мы отсекаем часть изображения получаемого их параллельных лучей, а изображения формируются только лучом проходящим через оптическую ось (чёрный) и наклонными лучами проходящими через центр линзы. Точка С'' практически исчезает. Изображение предмета CD - C'D' становится резким. НО! КАТАСТРОФИЧЕСКИ ПАДАЕТ ЯРКОСТЬ! Фактически наша линза превращается в маленькую дырочку, как у прародительницы -камеры-обскуры. Зато возрастает глубина резкости. ВАЖНО! Этот рисунок условый, просто показыввает принцип, на самом деле лучей много! Попробую проиллюстрировать ситуацию с тремя лучами. Увеличив маштаб картинки с пятном нерезкости. Всё как в предыдущем случае, только добавлен третий луч идущий через чотку С, но не параллельный оптической оси, а чуть под наклоном. Он обозначен жёлтым цветом. Он уже не пройдёт четрез фолус линзы F, к сожалению на рисунке плохо видно изза мизерных расстояний. Но попадёт на плёнку уже ближе к тоске C'? полученную наклонным лучем проходящим через центр линзы. Что происходит при ведении диафрагмы. Предположим мы закрываем её постепенно. Сначала отрубим синнмй (параллельный0 луч. Как видим теперь изображение точки С формируется двумя лусами красным и желтым, расстояние между ними меньше, резкость выше, яркость падает. Ведь мы помним, сто изображение формируется бесконечным множеством лучей, а мы отсекли самые параллельные. Едем дальше. Почему на открытых диафрагмах большинство объективов не резки. Из-за погрешностей изготовления оптики. Параллельные лучи у них не сходятся в одной точке. Приходится их подрезать диафрагмой. Возьмите оптику подороже, она будет работать от максимальной диафрагмы. У меня Canon17-40F4L работает от F4. А вот SIGMA 24-200 F3.5-5.6 требует поджать как мингимум один стоп! (лучше два) Таким образом на длинном конце минимум F6.3. Красивое размытие, или как его называют БОКЕ. Зависит от формы диафрагмы. Чем круглее, тем лучше! Для этого применяют большее число лепестков и придают им округлую форму. Обычнно, чем дороже оптика, тем больше лепестков. И от точности нахождения диафрагмы в точке задней главной плоскости оптической системы. Для обектива с фиксированным фокучным расстоянием это сделать проще. Главное, точно её вычислить эту H''. А вот у зумов - сложнее. Эта точка всё время перемещается, во время зуммирования. и приходится усложнять систему перемещения диафрагмы. |