В Евангелии Иисус часто возвращается к теме ночи и именно полуночи. На Пасху, например, читается знаменитая притча о работниках 12-го часа, работников полуночи, которые пришли совсем уже незадолго до того, как всякая работа заканчивается. Но есть и грозная притча, когда говорится, что надо ждать Спасителя, надо ждать возвращения Христа во славе, как ждут люди, нанятые охранять дом, а не придет ли разбойник. В православной традиции существует предание, что второе пришествие совершится именно в полночь, как и Рождество Спасителя обычно приурочивают именно к полуночи. Потому что действительно в разных ситуациях у людей возникает тема ночи: и во время родов, и во время брака, и во время смерти. Но больше всего ночь - это время тревоги, испуга, неуверенности в себе. И тогда приход Христа, это приход действительно существа, который может ограбить нас, лишить нас привычной уверенности, самоуверенности, гордыни, лишить нас греха и злобы, обездолить, осиротить и усыновить Богу-отцу. Во Христе человек примеряет ночную, дневную сторону своего существа. Ночь - да, это время усталости, это время, когда устает не только доброе в человеке, это не устает, это время, когда устает греховная часть нашего существа. И вот тогда ночью, когда исчезают какие-то фантастические представления о любви как чисто платоническом восторге или как о зверином скотстве, тогда во время рождественского всенощного бдения приходит подлинная любовь и соединяет то, что днем развалено на отдельные куски. И ночь Рождества - это первая в истории человечества ночь единства, единство Бога и человека, единство всего того, что разрознено в каждой человеческой душе в обычное время без Бога. И поэтому не хочется заканчивать передачу на ноте нервической, джазовой, все-таки пускай прозвучит что-то более рождественское в точном смысле этого слова. Прозвучит Элвис Пресли. |