Я ничего не знаю о первых полетах этих безвестных парней, поскольку сам попал в отряд только в начале 1969 года, когда полным ходом, не считаясь ни с какими расходами (надо же было больно “кольнуть” американцев!), велись работы по созданию русского лунохода. Но судя по тому, что к полету на Луну тогда готовились двое - 13-й и 14-й номера, имен, кстати, у них не было - только номера, я полагаю, что до старта лунохода была уже дюжина испытательных полетов. О судьбе тех отважных ребят вы уже, видимо, догадались. Но, более того, все мы знали, что и 13-й с 14-м не вернутся из этого крайне сложного полета. Почему? Да потому, что им предстояло, находясь в отдельном модуле рядом с луноходом, сразу после посадки исправить повреждения шасси, отладить настройку солнечных батарей, обеспечить наводку телекамер. Ну и, конечно, неотлучно находиться рядом с луноходом. Кстати, знаменитые снимки лунохода со стороны, обошедшие весь мир, были сделаны именно этими ребятами. Когда мы провожали 13-го и 14-го в лунный рейс, многие всего повидавшие на своем веку чекисты и конструкторы плакали. Но эти ребята не дрогнули и довели до цели корабль, обеспечили выполнение всех программ. Я уверен, что это самый трагический эпизод в истории космонавтики, и не только, видимо, советской. |