SergejFedosov
Junior Member | Редактировать | Профиль | Сообщение | Цитировать | Сообщить модератору Дойель Л. Завет вечности: В поисках библейских манускриптов. - СПб.: Амфора, 2001, 398 с. "Книги имеют судьбы". Часто можно написать целые тома о жизни произведения после его написания. Автор уже давно умер, но вопросы только увеличиваются. Самый яркий пример "жизни книг" - шекспировский и гомеровские вопросы. Плохая сохранность рукописей, малое число копий, пожары, небрежное хранение и время часто приводят к тому, что у нас нет достоверных сведений не только об авторе, но и о содержании текста. Русская литература столкнулась с этой проблемой, когда было открыто "Слово о полку Игореве", оригинал которого сгорел при пожаре в 1812 году. По сравнению с этими трагическими зарисовками Библия и Новый Завет находятся в особом положении: для текстолога проблема не недостаток источников, а их обилие. Число библейских манускриптов давно исчисляется сотнями и тысячами, но за каждым, даже самым маленьким отрывком из священной книги христиан стоит история людей, нашедших его. Об этом и рассказывает книга американского ученого, которую издательство "Амфора" подарила русскому читателю. К несомненным достоинствам данной книжки относится повествовательная манера Лео Дойеля: перед читателем стремительно развертывается целый цикл захватывающих очерков, повествующих о важнейших находках европейских ученых за последние два века. После прочтения следует побороть желание схватить лопату и бежать за поисками манускриптов в Египет или Палестину. Но перед нами не просто занимательные новеллы, основанные на реальных фактах. В доступной форме автор дает многочисленные сведения о производстве папируса и пергамента, сообщает подробности нелегкого труда писца, знакомит читателя с основополагающими методами и терминами текстологии, повествует о различных точках зрения на библейские рукописи. При этом книга менее всего напоминает историю о несчастных и бледных "книжных червях", погребенных под грудой пыльных фолиантов. Это не рассказ о мертвых текстах и умерших ученых. Напротив, в центре всей работы стоит человек: опираясь на дневники и отчеты, литературные воспоминания и устные предания, газетные и журнальные публикации, американский археолог "заставляет" читателя стать очевидцем и участником многих библейских раскопок. Иные истории стоят даже нескольких строчек "Имени Розы"! Многое заставляет задуматься. Люди, которые привыкли бережно относиться к Библии, с негодованием узнают о том, что многие манускрипты с новозаветным текстом были найдены в кучах мусора около древних городов. Любители монашества познакомятся с неблаговидными чертами восточного иночества (сколько бесценных рукописей погибло в библиотеках египетских киновий и на Афоне). Справедливости ради заметим, что те же иноки сохраняли и переписывали даже языческих авторов. Благодаря монастырю святой Екатерины на Синае до нас дошел один из древнейших полных кодексов Нового Завета - Синайский, найденный и изданный стараниями Константина Тишендорфа. Благоговеющие перед учеными с изумлением узнают об обманах и плохом отношении некоторых искателей к тем же инокам, которые распахнули перед ними сокровища библиотек. Вот как повествует об этом одна из героинь книги - А.Льюис: "Некоторые образованные люди, посещавшие восточные монастыри, привыкли думать только о достижении своей выгоды, не считая нужным особенно скрывать это от монахов, которым они не предоставляли никакой информации ни о своей работе, ни о ценности тех или иных рукописей; они обращались с монахами, по существу, так, как если бы те были безнадежно глупыми людьми, каковыми их и считали некоторые путешественники". Корысть двигала и бедными бедуинами, которые продавали европейцам "грязные клочки папируса", разрывая и уничтожая очень многое из-за небрежности. Алчность руководила и искусными изготовителями подделок, предстающими перед читателем. Зависть и инертность маститых ученых доводила первооткрывателей рукописей до самоубийства, как это было с М.В. Шапиро, предположительно открывшим древние рукописи Второзакония. Аскетизм и героизм соседствуют на страницах "Завета вечности" с самыми низменными человеческими страстями. И все же не это главное, а манускрипты. Пожалуй, нет ни одного сенсационного открытия, которое не было бы освещено в книге: "Рукописи Мертвого моря", "Диатессарон" (раннехристианское изложение истории Христа в хронологическом порядке по всем четырем Евангелиям), уже упомянутый Синайский кодекс и многое другое. Причем автор не ограничивается только христианской литературой, но знакомит читателя с отрывками из древних ближневосточных литератур "от Евфрата до берегов Босфора". Под пером ученого воскресают голоса древнейших жителей земли, и их литература много открывает нам, жителям третьего тысячелетия. Но при всей занимательности перед нами серьезное научное исследование, благодаря которому можно получить представление и о караимах в Крыму, и о различных видах почерков в Средние века, и о спорных датировках библейских текстов, и о том, как хранились книги в древности, как они изучались. А потому работу Лео Дойеля можно отрекомендовать как интересный и увлекательный учебник о людях и их верных спутниках - книгах. Содержание русского издания: 1. Предисловие автора 2. Папирус Египта 3. О чем рассказали саркофаги 4. Торговля папирусами 5. Жемчужины в кучах мусора 6. Снова в Оксиринхе 7. Книга без обложек 8. Древнейшие книги мира 9. Библия ханаанеян 10. Тишендорф в поисках подлинного Нового Завета 11. Синайский кодекс 12. Две ученые дамы в Леванте 13. Неуловимый «Диатессарон» 14. Новые данные о Новом Завете 15. Каирская гениза 16. Пещеры в Иудейской пустыне 17. Загадка Шапиры 18. Эпилог Электронный вариант издания выложен на сайте http://www.sbible.boom.ru в разделе "Вопросы библеистики". |