Перейти из форума на сайт.

НовостиФайловые архивы
ПоискАктивные темыТоп лист
ПравилаКто в on-line?
Вход Забыли пароль? Первый раз на этом сайте? Регистрация
Компьютерный форум Ru.Board » Общие » Художественная Литература » Книга "Как мы создали удачный ИТ бизнес и развалили его

Модерирует : Fair Kender

 Версия для печати • ПодписатьсяДобавить в закладки
На первую страницук этому сообщениюк последнему сообщению

Открыть новую тему     Написать ответ в эту тему

OlegSeverinov



Newbie
Редактировать | Профиль | Сообщение | Цитировать | Сообщить модератору
Цель повествования:
 
Решил написать эту хронологию, с целью попробовать внести некоторую ясность в  начинающих стартаперов, с позиции исключительно практического опыта и анализа своих проб и ошибок на протяжении десятилетнего периода. А так же, преследуем задачу, попытаться предостеречь рассказать о многих неприятных казусах, возникших в процессе достижения нами успеха и падения, путем длинных литературных опусов об аспектах поступательного развития компании в индустрии информационных технологий, хотя большинство нижеописанного подойдет к абсолютно любой сфере деятельности. Именно поэтому повествование, в основном, ведется об общих моментах, где на первом месте – административная часть, а цифры и даты – только на втором.
 
Наиболее приоритетным моментом для нас являются - ваши комментарии описываемых нами событий с желательным изложением примеров вашего опыта - за что будем бесконечно благодарны. Мы ни в коем случае не позиционируем свое мнение как истину в последней инстанции, а наоборот, пробуем именно разобраться в сложившихся моментах, что бы в будущем обойти многие “грабли” на которые, пришлось неоднократно наступить, своими сермяжными пятками.
 
Временной отрезок данных событий, охватывает период с 2004 го по наше время и поможет разобрать по косточкам все моменты в которых мы испытывали затруднения или добивались успеха. Хотя следует признать, что все развивалось циклично и, как правило, за неудачами следовали успехи, а потом опять проваливались в сложные ситуации. Это рассказ о том как мы развили свой бизнес до оборота в несколько миллионов долларов в год – и потеряли его. А потом начали новый.
 
Кому будет лень читать все подробно и по главам в литературном ключе, сразу дам несколько сухих цифр.
 
В 2004 году открыли, втроем, компанию по продаже Программного обеспечения, вложив 14 тыс рублей (кредит в альфа банке) и еще около 30 тыс. рублей своих.
 
В 2007 оборот составил 20 млн руб.  
В 2008 оборот составил 35 млн руб
В 2009 оборот составил 65 млн руб (было три офиса и 25 человек сотрудников)
В 2010 оборот начал падать.  
В 2011 все накрылось хризантемой.
Общая выручка - составила порядка 140 млн. руб.
 
Сразу скажу - что кризис 2008-2009 года - тут не причем, к нам он не имел никакого отношения. Будь ума побольше, можно было бы выкрутиться и возможно осталось бы все замечательно по сей день.
 
 
Глава 0. Вступление и Начало, одновременно. (нудно и неинтересно)
 
В бытность свою молодыми романтическими натурами, особенно сложно признать необходимость получения полного академического образования. А живость характера, после прочтения довольно объемистых томов Дюма, Скотта и Купера, рвалась получить от жизни все и сразу. В 20 лет, будущие триумфы привлекают не только своей недоступностью, но и манят грезами о величии славы и достижения пьедестала финансового успеха в самые кратчайшие сроки. Голливудские фильмы, призванные обеспечить моральную поддержку на всех этапах быстрого восхождения на пьедестал почета и уважения, подливают масла в огонь своими примерами достижения цели.
Утрируя, можно сказать, что в таком нежном возрасте, достижение успеха выглядит как набор простых и ясных правил при которых необходимо всего лишь совершить несколько стандартных механических действий – на выхлопе которых автоматически получаются – деньги, женщины, пальмы и коктейли с зонтиком на банановом пляже. Все просто и понятно. Главное определиться – с чего начать, и где купить чемодан пообъемистее, поскольку киношные мелкие саквояжики в кои влезает максимум полмиллиона – вызывали только снисходительную усмешку.
 
Необходимо понимать главное – хороший чемодан более чем важен. Это волшебный помощник на два фундаментальных момента в жизни, когда он в прямом смысле спасает ситуацию и позволяет чувствовать себя более менее комфортно:. Принцип чемодана гласит:
 
1. Вы добились успеха и крайне приятно наблюдать ровные столбики, туго перетянутых резинкой от трусов, банкнот, аккуратно разложенных в ограниченном пространстве
2. Вы потерпели временное поражение и тогда очень удобно, плотно укомплектовав чемодан шерстяными носками, томиком Булгакова и холодными котлетами в свежей газете, уверенным шагом двигаться в сторону ближайшего аэропорта.
 
Второй вариант, при любых раскладах, презрительно не рассматривается, поэтому думалось исключительно о первом…
 
Итак, нас было трое. Еще с 2003 года, мы работали в одной известной в узких кругах ИТ компании, занимающейся непосредственно перепродажей лицензионного программного обеспечения. Бизнес был достаточно простой и на тот момент достаточно оригинальный. Это сейчас любой софт купить проще некуда без лишней суеты: зашел в онлайн магазин покрупнее, заказал лицензию – через день после оплаты (а то и быстрее если оплата электронными деньгами) получил ключ и дистрибутив. Причем независимо о чем идет речь – маленький архиватор на одни или пять тысяч лицензий майкрософта на весь холдинг. Красиво, законно, уютно.
В целом компания занималась реализацией антивирусов и их технической поддержкой. А поскольку времена были темными, то техническую поддержку конечному пользователю осуществлял не вендор-разработчик, а только непосредственно его дистрибуторы или партнеры (вернее тот из них который конкретный антивирус конечному пользователю и продал). Таким образом, это позволяло разработчику не заниматься техническими вопросами всех своих клиентов сразу, а централизовано решать только наиболее сложные вопросы поступающие от клиентов через своих зарегистрированных партнеров (сеть). По сути функция партнера-дистриба была найти клиента, продать и забыть про него, ну а что бы клиент не нервничал - обеспечивать кое какую поддержку, наиболее серьезные технические косяки разруливать с разработчиком и вспоминать о клиенте только через год когда подходит срок продления ( то есть необходимо снять с него еще бабла). Далее все происходит в той же последовательности. В общем все как везде.
 
Вот как раз в такой партнерской прокладке мы и сидели , обеспечивая так сказать технико-информационное прикрытие всему этому веселому безобразию.
 
 
 
Глава 1. Где мы ранее работали и почему это было так невесело.
 
Офис в этой компании был предельно спартанским. Даже неосторожная муха залетевшая в окно была бы поражена суровостью быта и брутальностью находящихся там бойцов офисного фронта. Парты вместо столов,  середины девяностых, мониторы по выпуклости экранов напоминавшие радары подводной лодки времен карибского кризиса. Суровые лица сотрудников , уверенные в бренности всего сущего - возвышающиеся над мониторами. Разве что только не хватает боевых шрамов на лицах и золотых зубов.
Далее присутствовала серверная, в которой складировались коробки из под разного барахла, с горделиво стоявшим в углу системным блоком незаслуженно именуемым сервером, который визуально был заботливо протерт и накрыт тряпочкой. Выглядел он чуть более современным старьем по сравнению со старьем совсем уж убогим - за которым мы лениво развалились на клавиатурах в своих комнатах. Так же присутствовали кухня - (кулер и микроволновка) и курилка - (лестничная клетка).
 
Вот в одной то из этих комнат – мы и зависали в службе технической поддержки. Иногда правда нас подпрягали собирать коробки для клиентов и записывать диски с непременной генерацией электронных ключей для дистрибутивов. Притом в особенно затишливые периоды руководство крадучись входило и туманно намекало загробным голосом о наступлении сложных времен, что негласно подразумевало необходимость некоторые лицензионные ключики продублировать нескольким клиентамJ Оплат, к примеру – три, а ключик всем рассылается одинаковый. Особо зазорного тут ничего нет, поскольку бизнес есть бизнес. Так сказать - ловкость рук… ну и так далее.
 
Особенностью данного предприятия являлась партнерская сеть. Поскольку в то время онлайн магазины у нас в стране, в массе своей были еще в полузачаточном состоянии, (да и хлопотное это было дело) то продажи и активный поиск клиентов шел в трех направлениях:
 
- сайт, страшное чудовище на тот момент, но с которого худо бедно шли клиенты
- дилеры (это партнеры еще более низшего звена)
- обзвон по желтым страницам.
 
По поводу сайта могу сказать, что данный продукт выглядел довольно издевательски и визуально напоминал творение вышедшего из леса гнома, который долго топтался на клавиатуре при открытом фотошопе. Но задачу он свою выполнял исправно, а интернет пользователи не были столько привередливыми как нынче. В общем сайт привлекал определенную аудиторию и продажи с него шли в общем довольно исправно. (это мы потом взяли на вооружение в широком масштабе)
 
Субпартнеры или Дилеры, были весьма разношерстны – начиная от крупных дистрибьюторских компаний по железу, и заканчивая мальчиком Петей сидящем в крохотной квартирке пятиэтажки с намерением заработать себе на бутерброд с маслом путем побочного заработка пары тройки баксов. (ох как этот момент был нами недооценен в будущем). Но не будем забегать вперед, к этому аспекту еще вернемся. Хотя конечно выглядит смешно – какая взаимосвязь может быть между мальчиком Петей и вашим ИТ бизнесом?Smiley
 
Обзвон по желтым страницам – вообще приносил крайне мало и показал свою крайнюю неэффективность как в те времена так и в дальнейшем. Обусловливалось это тем что заказчик не понимал в чем отличие одной компании спекулянта от другой, да которая еще к тому же и продает чужие продукты. А учитывая зачаточность состояния продаж лицензионного софта - народ по телефонным уговорам расставаться с деньгами не спешил. Что сильно удорожало процесс холодного обзвона. То есть сам разработчик эти процессы скидывал на партнеров, а у партнеров позиции тут выглядят щупловато, потому что мало рычагов убеждения для клиента с чего вдруг тот должен покупать у него, а не у разработчика, да и вообще почему тот должен что то покупать лицензионное, если в любой сморкаловке левого софта можно купить за три копейки и выбор как у бабки тапочек. Короче холодный обзвон там особо не шел, по многим причинам – на них потом подробнее остановимся.
 
 
 
Глава 2. Особенности национального офиса.
 
В общем менеджеры что то там продавали, компания потихоньку неспешно развивалась. И даже , накрытый грязной тряпочкой системник, гордо именуемый “ сервер”, перекочевал на отдельную полку под шкафом, сделанную из двух старых тумбочек и называющуюся теперь “серверной стойкой”. Развитие двигалось в ногу со временем и всемирной технологической эволюцией. С течением лет, все больше организаций переходили все таки на лицензионное антивирусное ПО и руководство все больше поглядывало на сторонние продукты что бы увеличить ассортимент.
 
Сотрудников было не то что бы мало, но и до серьезных мировых рейтингов малость не дотягивало – порядка 20 человек. Конечно в разные отрезки времени оно скатывалось до десяти или поднималось до тридцати, но учитывая правильную бизнесменскую жилку руководства – постоянно витало где то в середине, а унылые неудачники которые не смогли удержаться на плаву в столь уважаемой и баснословно перспективной компании, понурив голову отправлялись на биржу труда.
 
Постоянно забываю упомянуть – на тот момент средняя зарплата по офису – составляла порядка 400 вражеских буказоидов.
Все сотрудники офиса были практически взаимозаменяемы и допускалось что менеджер сегодня, завтра может подменить кого то в техподдержке (в авральном режиме), техподдержка может собирать коробки и продавать клиентам, а на выездной семинар совершенно легко мог поехать курьер, офис-менеджер и бабушка из соседнего двора, притом бухгалтер отвечал по телефону и регистрировал заказы. Собственно, по мнению руководства это была единственно верная и наиболее финансово эффективная модель, поскольку она позволяла фактически за одну сумму держать сотрудников практически всех типов в рамках одного количества. То есть количественность, качественность и затратная часть сотрудников были абсолютно равны.
 
Важно подчеркнуть, что в те времена трава была гуще, а солнце ярче – поэтому каждый из нас умел безропотно делать по офису абсолютно все, включая поклейку обоев и ремонт электропроводки параллельно с прокладкой сети. Притом бухгалтер провод держит, курьер на стуле его по плинтусу приколачивает, технари внизу бухту разматывают, а менеджеры по плану-проекту сверяются. Что то типа пионерлагеря – все при деле, времени на разброд и шатание нету, хочешь искупаться – лезь через щель в заборе.
 
Учитывая эту пресловутую взаимозаменяемость сотрудников (что кстати жутко раздражало), и обманчивую легкость прихода денег в компанию от неблагодарных заказчиков, в некоторые пытливые умы стала закрадываться завистливая мысль по увеличению собственного благосостояния и притом желательно без ущерба общему благополучию всей компании. Ну а что тут такого? Это же не мешки ворочать и не вагоны с зерном перегонять. Нашел клиента, лицензию продал, электронный ключ сгенерировал – дистрибутив отгрузил по электронке. Ничего сложного. Суть притока клиентов через сайт и партнерку понятны, с логистикой вопросов нет, опыт разрулов технической поддержки присутствует в должной мере – почему бы не попробовать построить финансовую независимость в отдельно взятой ячейке общества – определяемой под девизом “завистливый офисный планктон хочет оттяпать свой кусок бабла”.
 
Немножко объясню принципы распределения общей массы партнеров, дистрибютеров и дилеров:
 
Основным постулатом этого бизнеса, был принцип получения прибыли в разной степени, но всеми партнерами (именно прибыли, а не перегонки денег по счетам), без особого отдавливания пяток друг другу. Это позволяло обеспечить заинтересованность в продвижении продуктов и обеспечить наиболее широкий охват заказчиков. Рынок этого профиля на тот момент был сравнительно небольшой, но с другой стороны и конкуренция была четко определена. Разработчики сурово регулировали количество своих партнеров – коим можно было заниматься представлением и продажей их продуктов. Что позволяло не пихать друг друга локтями в порыве заработать хлеб насущный. Ниши сбыта распределялись путем скурпулезного разбора количества партнеров по региональному, техническому и профессиональному признаку, необходимому для сбыта своей продукции.
 
Цепочка выглядела таким образом Разработчик ->Дистрибьютор -> Дилер -> Заказчик
 
Только так и никак иначе, но с той поправкой что сам разработчик ничего конечному заказчику не продает ни в коем случае, если только не мегакрупный клиент с которым проще работать напрямую. Главной запятой тут являлось что это Программное обеспечение, которое является величиной эфемерной. Никакой другой товар под эту величину не подпадает, поскольку это не является чем то осязаемым как то автомобили, нефть, станки или матрешки. И соответственно контролировать процессы несоизмеримо легче.
 
Во всяком случае так представлялось визуально, а практически – грубо говоря, были определены количественные рамки партнеров и поэтому новых компаний-продавцов разработчики добавляли в свои списки крайне дозировано. Демпинг естественно категорически запрещен, с применением самых страшных кар которые только может себе представить воображение. В общем все на благо народа.
На этих особенности и строился рынок продажи Программного обеспечения в начале нулевых и чуть позже. Притом необходимо помнить что львиная доля потенциальных покупателей только формировалась как класс, предпочитая на тот момент именно пиратское ПО, да и вообще в общей массе считалось глупым платить серьезные деньги за то что в любой палатке можно купить за 100 рублей. К тому же на одном диске, зачастую, было понапихано столько разнородного софта, что винчестер захлебывался от умиления и пытался закамуфлировать свободное пространство пораженческой надписью “Диск полон”.
 
 
 
Глава 3. Как мы решили создать бизнес, сделать сайт и стать богатыми синьорами.
 
В начале 2004 года нами было сформировано решение на уровне морального согласия с самими собой – все таки пробовать создать свою компанию и попробовать развить ее во что то стоящее, имея перед глазами положительный пример той самой организации где мы и работали.
Ну как компанию… зарегистрировать “ООО”, создать сайт и начать принимать деньги от благодарных клиентов. Все будет весело и задорно, деньги польются рекой, про принцип чемодана вы помните – его мы описывали ранее в одном из постов.
Душевные метания привели к тому что по плану, на каком то моменте, в свободное от работы время должен начать создаваться сайт, призванный в своем великолепии поражать клиентов и буквально гипнотизировать их размахом предлагаемых плюшек в обмен на их лояльность при выборе поставщика. То есть нас.
 
Существовал конечно определенный риск остаться вообще без насущного оперативного бабла, так как все таки между запуском проекта (и как следствие увольнение с предыдущей работы) и первыми доходами, пусть даже в микроскопическом объеме – могло пройти неопределенное количество времени. Но эта мысль была откинута как несущественная – тут главное вклиниться в бой, а там уже видно дескать будет. Тем более что:
 
a) храбрость города берет
b) безумству смелых поем мы песню.
 
Руководствуясь этими пунктами в полном объеме, было принято решение выделить какую то часть подкожных денег на скорейшую регистрацию “обществасограниченнойответственностью” и разработке чудодейственого сайта.
 
Абстрагируясь от вышенаписанного, хочу донести мысль - что если теоретических знаний в выбранной области было как у дурака махорки, то практических же не было совсем. Поскольку наемный работник на то и наемный что по сути приходит на все готовое, а любой затык за него разруливает так или иначе руководство (притом в основном финансово).
 
При создании сайта моментально возникла проблема, что одно дело наполнять новостями уже готовый ресурс, и совсем другое дело сделать его самому с нуля. Задача вроде понятная –но совершенно нереабельная без хотя бы базовых навыков. Просто оно как то без надобности было до этого, так как наши навыки касались системных областей и администрирования серверных и рабочих платформ. То есть как машинист и матрос, хоть и занимаются обслуживанием по сути транспортного средства – но делают это несколько по разному. В фотошопе вроде как фотку поправить то можно, а вот разметку создать грамотную, да еще картинки порезать пропорционально, да поля и ячейки создать, да красиво меню прикрутить и страницы симпатичные сделать с контентом – это уже шаманство. Мозги заточенные под настройку почтового или файлового сервера просто отказывались понимать принципы веб-мастерства. Так еще и хотелось что бы все умело и завлекательно было. Купить не вариант – денег только на оплату документов юрлица (14 т.р.) и уставной капитал (10 т.р.) хватило.
 
Около двух месяцев ушло на освоение базовых навыков инструментов для разметки веб страниц и основ фотошопа с последующей нарезкой на разделы.
 
 
Первый вариант сайта был настолько убог и криволап – что у монитора развертка мерцать начинала, когда его открывали.
Второй вариант - был еще хуже первого.
 
Третий вариант, был вроде неплох – но все картинки ползли и он напоминал игру в пятнашки.
 
Четвертый - был хуже всех предыдущих вместе взятых и повергал в мрачное осмысление жизни.
 
В пятом - цветность напоминала канарейку свалившуюся в бидон с радиоактивными отходами.
 
Шестой вариант понравился не только нам, но и всем друзьям и знакомым. Они сочувственно щурились, изобразив на лице все стадии немого обожания и после длительного сочувственного молчания, вымучивали из себя театральное восхищение плодами наших коллективных трудов. Со стороны это напоминало потуги, неумело положившего вам плитку на огороде пленного таджика гастарбайтера – которого вы не хотите обидеть критикой. После длительных обсуждений всех возможных погрешностей и косяков, а так же при описании радужных перспектив на совместном совещании будущего генералитета в подъезде, было решено исправить все погрешности в кратчайшие сроки с максимальными улучшениями, но поняв насколько это не вписывается в наши квалификационные рамки, решили что “и так сойдет”. В общем считаем что красиво получилось. Остановились мы именно на этом варианте.
 
Подытожим, что “ООО” лицо было нами зарегистрировано, сайт создан, описание услуг и программных продуктов расписано в самых живейших тонах и бизнес готов был воплотиться в самом широком смысле этого слова. В общем обоймы в пистолеты вставлены, шляпы надвинуты на глаза, юридические лица застыли в ожидании.
 
 
 
Глава 4. Почему не стоит верить бизнес тренеру, если у него нет заработанного бабла.
 
Хочу заметить что мы действовали исключительно своими силами, и наступили на все возможные грабли которые попадались на нашем пути. Поэтому по прошествии лет, я смотрю на все эти курсы по обучению “онлайн бизнесу” и улыбаюсь. Даже четверти того что на самом деле предстоит вам сделать на пути к развитию своего доморощенного интернет-ресурса с момента запуска и до момента пока появятся первые клиенты – там не рассказывают, притом просто потому что элементарно сами не знают. От нечего делать пару тройку раз прослушивал вебинары по подобным темам недавно, и могу заявить – что большей ахинеи в жизни не слышал.
 
В наше время появилось довольно отдельно взятых лиц, которые норовят заниматься преподавательской деятельностью и обучение бизнесу в онлайн сфере. Так называемый “коучинг” . Откровенно признаюсь, что кроме желания кого нибудь убить притом самым изощренным способом – это слово никаких других эмоций у меня не вызывает.
 
В большинстве случае подобные “преподаватели” обычные безобидные мошенники, о них разговор особый, поскольку кроме Уголовного Кодека их больше никто не любит. Но существует среди этих деятелей и отдельная прослойка лиц, которые искренне и свято считают себя гуру в данных вопросах и совершенно безапелляционно уверены в том что их опыт и знания могут помочь всему прогрессивному человечеству. Этот контингент наиболее опасный, так как находясь в плену своих заблуждений, они втягивают в свои россказни и других, совершенно невинных людей, заставляя их следовать туманным путем перескакивая с одних граблей на другие. Притом в основном такие семинары представляют собой огромное количество цветастых слайдов с общими фразами в стиле гербалайфа. Есть конечно процент людей, действительно реально заработавших серьезные финансы в онлайн проектах, и готовых поделиться с вами своим опытом и успехами, но в основном делается это редко и скорее ради рекламы и чувства собственного удовлетворения. Поскольку у успешного человека заработавшего многие миллионы на серьезном интернет – проекте, элементарно нет просто времени на то что бы круглосуточно вести вебинары. К тому же первый вопрос у вас всегда должен быть – назовите конкретно какие проекты вы реализовали, а лучше покажите. Но разговор не о них, вернемся к нашим жуликам.
 
Это недотепы, ни разу не добившись чего то стоящего в бизнесе и жизни, упорно закрывают глаза на свои ошибки и, полностью уверенные в своей правоте, выдают желаемое за действительное. А учитывая, что созданная иллюзия, рано или поздно переходит в их подсознании из разряда вымысла в разряд правды – сами же верят со временем в тот бред, который они несут доверчивым лошпедам, готовым нести свои скромно заработанные тугрики, на курсы с манящими названиями “Интернет магазин за 3 дня” или “Как создать онлайн бизнес и заработать миллиард за месяц”.
 
Стоит ли говорить что подобных проектов у этих “учителей” нет и никогда не было, а на просьбы показать примеры собственных достижений наглядно, они аккуратно уходят от ответа. Всегда выясняется что все проекты которые они созданы уже очень дорого проданы или еще не доделаны. То есть как в школе, когда мама спрашивает “Сделал ли ты уроки?” – вариантов ответа только два: “или еще не приступал” или “уже закончил”.
 
 
Опасность таящаяся в подобных советах, кроется очень серьезная – люди, ослепленные близостью и возможной скоростью успеха - неправильно оценивают риски, начинают проекты без должного понимания сроков выхлопа и самое главное - совершенно не отдают себе отчета в дальнейшем развитии своего онлайн ресурса для привлечения клиентов. То есть, если даже худо бедно создали сайт за 30 тыс. руб. и набили его контентом, отказывая по ночам в ласке жене – дальше то что? Откуда возьмутся те самые дядечки и тетечки готовые принести кровно заработанные за ваши товары и услуги? Более того, даже если товары и услуги востребованы – то откуда о вас будет известно, если денег и опыта на раскрутку, рекламу, директ , закупку ссылок и статей – у вас тупо нет. Грубо говоря, перефразируя все сказанное выше – как яндекс поймет что вы существуете?Smiley
 
То есть вас на курсы развели, все это дело вы мужественно прослушали, какой никакой ресурс по продаже своих услуг создали, а посетитель у вас на сайте только один – вы сами…
Вот и мы с этим тоже столкнулись.
 
 
 
Глава 5. Как нас, с позором, выперли из старой конторы и мы наконец вынуждены были начать действовать.
 
И все таки час Х настал. Как я уже упоминал, довольно длительное время, работы над сайтом велись непосредственно прямо с наших рабочих мест, поскольку еще какое то время мы еще продолжали работать в той же компании. Особо конечно не афишировали, и старались аккуратненько все камуфлировать. Не могу сказать что это конечно верх порядочности, но и согласитесь, что уволиться не отложив на дорогу хоть какой то минимум финансовых средств – тоже глупо. Так что мы пока сидели и не отсвечивали.
 
В один прекрасный день, после обеда, когда я сидел в сладостной дреме после прекрасного лакомства изысканным блюдом “А ля сосиски в дошираке”, зазвонил телефон и я был приглашен к руководству. Собственно иллюзий никто уже не строил, а витающие в воздухе тревожные флюиды подсказывали, что нас сейчас выпрут взашей в классическом стиле салуна дикого запада.
 
Примерно так и произошло, после предложения дать объяснения о своей инсайдерской деятельности, и не выслушав ни слова робких оправданий, нам вежливо, но крайне настоятельно было предложено убираться восвояси. Справедливо конечно, ну и на том спасибо - хоть зарплату получить успели за неделю до этого, правда не всю.Smiley Некрасиво в общем то получилось, но что делать, это, так сказать, первый шаг на пути к богатству. В конце концов рано или поздно мы должны были отчалить в свободное плавание.
 
Учитывая что это ИТ компания, а мы представляли собой все таки каких никаких, но сотрудников технического отдела, по долгу службы в нашем распоряжении имелось довольно существенное количество различного рода списанных периферийных устройств и различных запчастей. Все это хранилось в могучем, постперестроечном шкафу – под странным названием “лаборатория”, о чем свидетельствовала, криво налепленная на дверь железная табличка. Дебет содержимого представлял собой: пару старых игольчатых принтеров, несколько материнских плат покрытых паутиной, коробки со старыми планкам памяти, блоки питания, допотопные корпуса от системных блоков , тормозные лазерные дисководы , различного рода и степени заплесневелости шлейфы и провода и т.д. В общем то откровенное барахло, которое в частном порядке обычно хранится на балконе вместе с лыжами и старой стиральной машинкой, а в офисе представляет собой взаимозаменяемый арсенал, говорящий о бережливости и ответственности офисных работников. Толку от него никакого, только если вы не собираетесь участвовать в конкурсе “чье старье дальше плюнет”.
 
Заранее предвкушая столько бесславный конец нашего участия в офисной жизни данной компании, и справедливо надеясь хоть как то компенсировать утерянные остатки зарплаты за оставшиеся трудодни, большинство этих чудесных агрегатов было заранее собрано в две большие сумки и аккуратно размещено под столом у одного из подельников. Поскольку нас вызывали на допрос по одному, то оказавшись последним наедине со своими тяжкими думами, наш последний из Могикан не стал дожидаться свое очереди на экзекуцию, а поступил как настоящий машинист бронепоезда, покидающий последним стальные внутренности взорванного противником состава. Не торопясь и преисполненный чувством собственного достоинства этот отважный человек, аккуратно протер стол, медленно встал и оделся, печально окинув взглядом место, которое столько долго служило нам родным домом, охнув закинул обе сумки на плечо и не торопясь вышел через парадный вход. Элвис покинул здание!
 
Можно опустить период в течение которого мы набивали контентом и картинками свежеиспеченный сайт. Это достаточно монотонная и механическая работа, и на всем протяжении ее мы беззлобно переругивались в моменты творческих споров и художественных поисков. Могу сказать одно - хоть теоретически это и кажется сравнительно быстрым делом, но на практике заняло не менее двух месяцев. Попутно были зарегистрированы партнерские отношения с несколькими антивирусными разработчиками, упоминать их не буду, от названия суть не меняется – скажу только, что вы их всех прекрасно знаете. Суть получения партнерства была достаточно проста и прозрачна, поскольку на этом рынке мы крутились довольно давно и хорошо знали все ходы и выходы как обойти бюрократические проволочки.
 
В томительном ожидании и отсутствии каких либо насущного карманного бабла, весело и тревожно пролетело еще пара месяцев, вследствие чего нами прикладывались титанические усилию по оплате жилплощади и насущных расходов. Кстати забыл уточнить диспозицию о наличии активов имеющихся в нашем распоряжении на данный момент, с помощью коих мы должны были взлететь со временем на Олимп Богатства и Славы.
 
 
Состав материальной части:
 
- Одна съемная однокомнатная квартира - у черта на рогах, в которой по совместительству жил один из нас и где мы проводили 90% времени.
- три очень старых компьютера, собранных из запчастей предусмотрительно унесенных в клюве из предыдущей компании. Практически антиквариат.
- один принтер на 9 иголок (ужасная рухлядь, такие в начале 90х использовались, но он работал прилично) Сейчас очень сложно объяснить что это такое, но при печатании текстов он жужжит как зубоврачебная машинка.
- туристический раскладной столик и один столик найденный на свалке (сдвинутые вместе они составляли пространство достаточное что бы разместить три вышеперечисленных компа)
- сканнер, более менее приличный, купленный за треть цены у знакомого алконавта.
- внешний CD-ROM один на троих.
- модем, уж не помню какой
- три джентльмена неопрятной наружности
 
Наличие столь ценных атрибутов комфортного ведения бизнеса, позволило нам довольно вольготно себя чувствовать на этапе адаптации к миру финансовых ценностей.
 
 
 
Глава 6. Как к нам стали приходить первые посетители на сайт, но пока еще не звонили.
 
На начало 2005 года, уже проштудировав гору всякой литературы и переворошив интернет вдоль и поперек, было принято решение, попытаться оптимизировать контент (тексты нашего сайта) сайта под Яндекс (Гугл в те времена еще пока не был настолько в фаворе). А так же упоминать ключевые слова на страницах с описанием наших продуктов и цен, и далее просто попробовать закупить ссылки по ключевым словам.
 
Это обусловливалось тем, что хотя сайт и блистал своими потрясающими формами и шикарными предложениями, но тем не менее из посетителей на счетчике светились только наши унылые клики.
 
Биржи ссылок, во всем своем великолепии появились чуть позднее, и приходилось лазать по форумам, в поисках брокеров предлагающих купить по несколько ссылок на выбор, с хорошим ТИЦ и нужной тематики.
 
Закупив некоторое количество ссылок на наш сайт по нескольким, наиболее важным , как нам казалось, ключевым словам – мы стали ждать когда начнутся какие либо телодвижения нашего сайта в рейтинге яндекса и соответственно начнется приток столько желанных клиентов.. Напомню что на данный момент уже прошло порядка 6 месяцев с тех пор как мы покинули родные пенаты нашей уютной ИТ компании. Как и на что мы жили все эти месяцы даже не спрашивайте, помню только что когда жрать было совсем нечего – то приходилось варить свеклу в кастрюле и есть ее втроем с солью и куском черного хлеба. Запивали водой прямо из под крана. Все возможные средства которые удавалось нашакалить, пускались на оплату квартиры, минимальное количество еды и интернет.
Очень хорошо помню момент, когда лениво открыв как обычно, ближе к вечеру, статистику посещений, я неожиданно для себя, увидел на счетчике посетителей число 17 и обмер…. Протер глаза и снова взглянул в монитор – СЕМНАДЦАТЬ! Не может быть… ну не может.. Еще раз поднимаю глаза – СЕМНАДЦАТЬ!!!!! АААААААААААА!!!!!!!! Чуть не описался от радости, сидя перед компом.
В общем в этом вопросе стало все, с этого момента, становиться на свои места, и понимание каким образом нам добиться прихода посетителей на сайт – стало расти с каждым днем.
 
Собрав остатки средств и накинув, ветошь из своих одежд, мы увеличили количество ссылок по ключевым словам нашей тематики. Сразу уточню что речь не идет о каких то баснословных деньгах – все ссылки в сумме обходились что то в районе 3000 руб в месяц, и притом для нас это были просто огромные деньги, так как и так жили впроголодь. Приходилось их наскр<цензура> в буквальном смысле по знакомым и взаймы - кто сколько даст. Огромной радостью была, какого либо рода подработка в плане администрирования сети или консультации по настройке и установке серверных платформ, да и чего греха таить – когда на дом можно было выехать к старым заказчиком еще с той конторы, просто помочь с системой или что то переустановить – радость была просто колоссальной. Вот разве что только на паперти не сидели, хотя мысли закрадывались.
 
В течение еще двух месяцев были проиндексированы еще ссылки и посещаемость планомерно стала подходить к 60 посетителям в день. Что было уже неплохим результатом, в каком то смысле, тем более что мы ни на минуту не прекращали работы по сайту и постоянно улучшали качество описаний и релевантность текстов. Сайт уже давно обрел осмысленные очертания, и при критическом сравнении нашего творчества с именитыми брендами, визуальная удачность собственного креатива, при единогласном одобрении присутствующих, в пух и прах разбивала конкурирующие ресурсы. Более того, их неизменно поднимали на смех, при уважительном покачивании головами когда взгляды переводились на наше виртуальное детище. Казалось что буквально еще день два и все мировые корпорации неизбежно потерпят крах, а мы восстанем из пепла как птица феникс и будем управлять миром мудро и справедливо.
Крики, споры и обсуждения доносились из нашей квартиры уже практически круглосуточно, а ругань между членами нашего небольшого коллективчика все более приобретала осмысленные очертания и планомерно стала входить в деловое русло. Если изначально конструкция спора строилась по принципу “Дурак!” – “Да ты сам дурак!” – “А ты вообще кто такой?” – “Ты чего так разговариваешь?” – “Я твою кепку на … вертел!”
 
То теперь это уже больше напоминало разговор джентльменов на Нью Йоркской фондовой бирже, в стиле – “не изволили бы вы пойти в жопу, Сэр!” – “Позвольте замереть в глубоком пардоне”. – “Охрана, господин покидает помещение!”.
Налицо был прогресс как профессиональный так и духовный, что не могло не радовать нас, как глубоко интеллектуальные личности, постоянно находящиеся в поиске разносторонних способов обогащения своего внутреннего мира.
 
Основную часть времени мы сосредоточено сидели за мониторами, и с суровыми выражениями лиц, резали картинки, перебирали тексты, пытаясь наиболее удачно подобрать релевантные фразы вкупе с ключевыми словами, по которым нас потом индексировал поисковик или куда вели проплаченные ссылки с дружественных, но жадных сайтов-доноров, что повышало нас в выдаче в поиске. Со стороны это напоминало, узел управления баллистическими ракетами, в котором сидели военные операторы и с кислым выражением лица наблюдали на экране за неумолимо приближающимся в сторону их позиций ,маленьким пятнышком вражеской ракеты.
 
 
 
Глава 7. Первый звонок от заказчика, который мы профукали
 
Однажды нашакалив некое количество неучтенного бабла, я позволил себе употребить безобразно большое количество дешевого и отвратительного пойла – которое продавалось в соседнем магазине под интеллигентным названием ‘светлое пиво”. К пиву, сей продукт имел примерно такое же отношение как муха дрозофила к радиоуправляемому квадрокоптеру. Но поскольку это компенсировалось ценой, которая была обусловлена исключительно тем что, судя по всему, грузчикам магазина было лень его тащить до ближайшей помойки, то мной был закуплен ящик и немедленно распит с соседом с 4 го этажа. Это отвратительная бурда оказалась схожа по консистенции с обойным клеем, но дело свое сделала, и мы набравшись впечатлений, пошли по домам.
 
После долгих и усердных попыток попасть домой путем попарного передвижения ног, я все таки проник в прихожую и услышал как трезвонит телефон, стоящий в той части комнаты где располагался “офис”. Запутавшись в собственных ботинках и едва не повалив идиотское зеркало около входной двери, я, со скоростью молодой газели , подскочил к телефону. Гудки… Чуть не наложив на себя руки от расстройства, я печально побрел на кухню попить водички… и вдруг телефон зазвонил снова!
 
Никогда еще выражение лица человека не трансформировалось так быстро из бесконечно-унылого в восхищенно-обожательное . Взяв трубку и представившись всеми корпоративными регалиями, и отпихнув ногой кошку, я любезно осведомился чем могу помочь. Это звонил наш первый в жизни корпоративный клиент, которого мы добивались столько времени, что уже давно сами забыли зачем все это вообще затеяли. Не буду пытаться вспомнить детально наш разговор, передам только самую суть:
“Организации требовался антиспам, в количестве трехсот лицензий. Можем ли мы предложить что то из нашей линейки продуктов и проконсультировать по этому поводу.”
 
Вот что бы вы сделали? Врать не буду - от неожиданности я просто растерялся…Не знаю кто как. Наверняка есть мужественные люди которые бы взяли себя в руки и сделали бы все возможное что бы не упускать такой запрос – но я просто растерялся.. Замявшись, я хрюкнул в трубку что то неразборчивое и попросил перезвонить завтра, так как дескать, в офисе уже никого нет (время было около восьми вечера). Мужик на той стороне провода - опешил, и в свою очередь пробубнил тоже что то невнятное и повесил трубку. Встретились два одиночества короче… До сих пор вспоминаю этот момент и улыбаюсь от стыда. Но не суть. Главное что начало уже было положено и в принципе клиент уже нас находит. Осталось дело за малым – развить это в какой то удобоваримый поток.
 
По техническим характеристикам – могу сразу сказать, что этот первый запрос был буквально через несколько дней как только мы достигли по количеству около 60 посетителей в день. На тот момент нам так и не удалось понять такой странной конвертации. К примеру – у вас может быть пару недель подряд, в день 20 посетителей и ни одного запроса на выхлопе, но как только посещаемость переваливает за какую то первую критическую отметку (в нашем случае это 60) – вы получаете один запрос и притом чуть ли не стабильно. То есть количество посетителей на сайте хоть и должно суммироваться для выдвижения одного потенциального клиента, но тем не менее этого не происходит. То есть при всех равных обстоятельствах вы получите один запрос в день при 60 посетителях, и ни одного за три дня (по 20 в день = 60) – хотя посещаемость получается в обоих случаях одинаковая, но с разным временным коэффициентом. Странно в общем. Были кстати еще некоторые странности в этих моментах, но о них позже.
 
Заострив внимание на ключевых запросах, мы с остальными лишенцами, подробно разобрав по косточкам все приходы посетителей за этот день - вычленили того хмыря, который мне звонил, когда я был в ….гм…несколько уставшем состоянии . А так же, мы выяснили по какому ключевому запросу он приходил по этому продукту и сразу решили еще усилить аналогичные ключевые слова для других позиций остальных продуктов на нашем сайте.
 
Нет даже и смысла наверное упоминать, что посещаемость на этом уровне мы зафиксировали всеми силами какие только смогли собрать и клятвенно пообещали друг другу держать строй и ни шагу назад.
Буквально через день раздался еще звонок, и где то через день еще один. К вящему сожалению, клиенты попадались вялые, неинициативные – совершенно без покупательского огонька и юношеского задора. Иногда создавалось впечатление что оппонент на том конце провода сейчас буквально захрапит.  
 
Но это нас с коллегами по опасному бизнесу, уже мало напрягало, поскольку стало безусловно очевидно, что мы следуем в верном направлении. И если до этого, блуждали в потемках, пугая окружающих своей нервозностью, то теперь ситуация потихонечку, но все таки стала более понятной. Сайт работает, клиенты на рынке есть – в конце концов чем мы хуже других?  
 
Теперь только осталось что бы платить начали.  
 
 
Если интересно - продолжу выкладывать главы дальше)

Всего записей: 1 | Зарегистр. 04-11-2015 | Отправлено: 14:14 04-11-2015
Открыть новую тему     Написать ответ в эту тему

На первую страницук этому сообщениюк последнему сообщению

Компьютерный форум Ru.Board » Общие » Художественная Литература » Книга "Как мы создали удачный ИТ бизнес и развалили его


Реклама на форуме Ru.Board.

Powered by Ikonboard "v2.1.7b" © 2000 Ikonboard.com
Modified by Ru.B0ard
© Ru.B0ard 2000-2024

BitCoin: 1NGG1chHtUvrtEqjeerQCKDMUi6S6CG4iC

Рейтинг.ru