Многие из недавних писем в редакцию заставляют задуматься о том, нравится ли вообще кому-либо Norton AntiVirus? Получил ли хоть кто-нибудь из пользователей этого продукта Symantec положительный эффект? Всякий раз, когда я пишу о флагманском потребительском антивирусном приложении Symantec, от читателей приходят одни и те же письма. Масса заказчиков Symantec жалуется на то, что Norton AntiVirus (NAV) пожирает их системные ресурсы, не защищает как следует компьютер, а когда они, наконец, решают избавиться от этой программы, приходится загружать специальный инструмент деинсталляции с веб-сайта Symantec. Читатели говорят также, что Live Update трудно конфигурировать, не находясь в режиме администратора, что весьма странно, так как при регистрации пользователя с правами администратора блокировщик скриптов программы уязвим к атакам. Реальной защиты заказчики Symantec ожидают от программы меньше всего. К сожалению, даже самые элементарные требования, кажется, превышают возможности разработчиков компании — и тут на передний план выступают эксперты по связям с общественностью и маркетеры, которые пытаются смягчить удар. В октябре, когда в NAV была обнаружена уязвимость, Symantec сначала отрицала существование проблемы, затем признала, что она есть, но стала преуменьшать ее серьезность. Наконец, компания подтвердила, что NAV уязвим к атакам, и взяла свои прежние заявления назад — признав их ошибочными по существу. Вот и теперь ситуация такова, что Norton AntiVirus 2005 — который продается за 50$ на веб-сайте Symantec и значится как «Самое авторитетное в мире антивирусное решение» — можно обмануть, отключив при помощи простого скрипта функцию автоматической защиты и предоставив компьютер на милость злоумышленникам. На прошлой неделе высокопоставленные представители американской штаб-квартиры Symantec заверили, что компания работает над рационализацией механизмов внутренней защиты продукта, стараясь сделать его более устойчивым к подобным атакам. Однако эти усовершенствования вряд ли удастся увидеть до выхода следующей версии, которая будет называться Norton AntiVirus 2006 и выйдет через полгода. Тем временем Symantec надеется, что script kiddie не найдут кодов эксплойта — которые уже начали циркулировать в вебе — и не воспользуются ими для атак. На прошлой неделе Марк Кеннеди из группы доставки продуктов и обратной связи, сказал, что если кто-нибудь использует код эксплойта и создаст червя, компания «в считанные часы» выпустит сигнатуру и защитит заказчиков. «Все, чьи компьютеры не поражены этим червем и кто обновил сигнатуры до заражения своей машины, будут в полной безопасности», — сказал он. Кеннеди не понимает, что черви могут обойти мир за минуты, не оставляя Symantec времени для создания сигнатуры, а заказчикам NAV — на загрузку и установку обновления. Винсент Уифер, старший директор группы Symantec Security Response, говорит, что причина такого большого количества жалоб на продукт заключается в том, что у компании очень обширная клиентская база. «Мы присутствуем в гораздо большем количестве машин, чем другие, поэтому и получаем много откликов», — сказал он. Если Symantec не приведет свой продукт NAV в соответствие с требованиями времени, Уифер вряд ли сможет повторить свои слова через два года. На рынке появилось много антивирусных программ, таких как AVG от Grisoft, которыми свободно можно пользоваться и которые потребляют гораздо меньше вычислительных ресурсов. Если Symantec действительно желает сократить число жалоб на Norton AntiVirus, ей следует совершенствовать свой продукт, а не нанимать политтехнологов, которые оправдывали бы ее ошибки. |