Это очень плохой фильм. Нет, не с профессиональной точки зрения: он зрелищно и красиво сделан, он набрал рейтинг и завоевал популярность, но это как раз тот случай, когда достоинства не следует заносить в актив. Тысячи подростков в нашей измордованной стране играют теперь в Бригаду, стараясь во всем подражать персонажам сериала. И не только дети играют в Сашу Белого: в Молдове обезврежена вполне настоящая банда, атаманы которой взяли себе клички Белый и Космос. Этот фильм — открытая пропаганда бандитизма. Я согласен с Володарским, что это эпохальный фильм, только я считаю что «эпохальность» его состоит в том, что впервые на Российском телевидении показан фильм где бандит — герой нашего времени и пример для подражания. Супермены из «Брата» или «24 часа», по крайней мере, номинально утверждают, что борются за какое-то там добро (чье добро — не ясно, но хоть противостоят им другие бандиты). В «Бригаде» этот фиговый листик отброшен. Перед нами — БАНДИТЫ, во всей красе занимающиеся рэкетом, разбоем, наркотиками и всем прочим. О чем этот фильм? О славных ребятах, милых, обаятельных, которые дружили с детства, росли вместе, росли, росли и выросли… чем выросли. И многие зрители с неокрепшим или наоборот сформировавшимся в определенной виде мозгом отождествляют себя с обаятельными персонажами, которые обаятельно и мило убивают, грабят, предают и продают. Сюжет можно не пересказывать. Во-первых, фильм регулярно крутится по ящику, во-вторых, это довольно откровенная калька с «Однажды в Америке». Кстати, многие приводят сагу Леоне в качестве примера: «Вот же, мол, такой же фильм, снятый на западе, признанный шедевр». Шедевр, милостивые государи. Но! «Однажды в Америке» — трагедия. Фильм о людях вставших на опасный путь, который в итоге не привел их ни к счастью, ни к богатству: трое погибли молодыми, двое прожили жизнь нищими, а «самый удачливый» финишировал под ножами мусорной машины. И главная трагедия этих людей в том, что страсть к наживе оказалась сильнее их дружбы, сильнее их кодекса чести, сильнее их любви. У Леоне никто не остался в выигрыше. А история Бригады при всей внешней своей схожести имеет вполне советский финал. Только не Красная Армия мстит за убитого Чапая, а Саша Белый походкой а`ля Терминатор шагает по бетонному полу неся возмездие своим врагам. Не хватает только субтитра «Мы отомстили за наших товарищей; дело их не пропало» (Дело не в смысле уголовного дела, а в смысле того, что бандитов в России не стало меньше). Я от одной сердобольной тетеньки услышал такое мнение: «Но ведь они (бригада) хорошие ребята были! Это их жизнь заставила такими сделаться». Позвольте возразить. Если помните, «хороший парень» Саша, вернувшись из армии и узнав, что девушка его не дождалась, первым делом полез на антресоль за кастетом. За кастетом (!) — оружием весьма прихотливым. Он не пошел искать его у друзей, он не схватился за подвернувшийся под руку кухонный нож или молоток. Отнюдь. «Хороший мальчик» Саша спокойно и расчетливо достал с антресолей холодное оружие, которым явно не впервой пользовался и от которого даже не счел нужным избавиться, покидая отчий дом на пару лет. И это притом — напомню тем, кто запамятовал или родился не так давно — что кастет и нож в 80-е годы у московских школьников не водились. Это сейчас в школу таскают все вплоть до автомата и гранаты, а в те давние годы каждая единица оружия была на учете, а уж пистолет — просто экзотика. Кстати, показательный штрих к портрету — «хороший парень» идет на честный поединок, но «на всякий случай» берет с собой кистень который и пускает в ход при первой возможности. Весьма благородно. Что происходит с «хорошими ребятами» дальше. «Хорошие ребята» «ложатся» под уголовников и начинают делать для них грязную работу. Почему? Может они с голоду пухнут как персонажи того же Леоне или герои «Крестного отца»? Да нет, не слишком. Космос — вообще с жиру бесится при таком-то папе. Ребята не загнаны в угол тяжелой жизнью, им просто МАЛО. И не надо никакого героического пафоса, и не надо делать из этого сериала исторический фильм, тем более что с исторической достоверностью там очень и очень напряженно. Есть кстати и просто бредовые моменты. Например, сцена ранения Белого. Пуля из автомата имени Калашникова имеет свойство производить в организме смертельные разрушения независимо от того, в какую часть тела попала, она укладывает человека в бессознательное горизонтальное положение, напрочь отбивая охоту ехать на Смотровую площадку пить водку и произносить клятвы. Или история с наркотиками. Да не была наркота диковинкой. Не хотите фактов, так хоть прочтите «Плаху» Айтматова, написанную, если не ошибаюсь, году в 86-м. Это в «Крестном отце» наркоторговля была делом относительно новым, но это когда было! Есть еще множество неточностей и глупостей, но ляпы и нестыковки — не главное. Главное для меня в этом фильме (повторюсь) — пропаганда насилия и криминального образа жизни, к которому Россия неумолимо скатывается. И если еще подталкивать ее такими «Бригадами», то уже лет через пять мы получим либо бандитское государство, либо фашистскую диктатуру. Делайте ставки, господа продюсеры! |