После "И т.д." - и так далее - само собой напрашивается и т.п. "И т.д." - так назывался предыдущий альбом Андрея Макаревича, записанный им без "Машины времени". Зато с "Оркестром Креольского Танго". "И т.п." - и тому подобное - можно взять подзаголовком его новой работы "Тонкий шрам на любимой попе". И это не просто игра слов. Первая же песня "Брассенс и Бернес" с порога отсылает к стилистике и атмосфере "И т.д.". Понятно, почему Макаревич так загорелся записать песни на слова Марка Фрейдкина - такое родство основной интонации должно притягивать, как магнит. Легкая песенка "Брассенс и Бернес" ("мотивчик немудреный, три куплета") с ее балдой, бабами, бельмесом, шишом и дерьмом - сразу вводит в курс дела. Это кладезь эпиграфов как для каждой песни в отдельности, так и для всего альбома. "Певцы поют и лабухи играют, творить кумиров - боже сохрани. Певцы, как мы, живут и умирают, мы только спеть не можем, как они", - вот уж точно не в бровь, а в глаз. Не можем, но так хочется. А если нельзя, но очень хочется, то можно. Тем более сортирная тематика - самый веселый и беспроигрышный способ вызвать ответную реакцию. Да нет, это не гипербола. "Учебный тир, мундир, сортир и командир" - главные духовные мучители печального Шуры, героя одноименного произведения. Произведения трогательного и романтичного, в котором серый армейский быт (хана, ядрена вошь и такое родное "ни хрена") противостоит деликатному внутреннему миру Шуры, который умеет сыграть два аккорда и спеть девушке "ша-ла-лу-ла". Цитировать можно долго. Не зря Макаревича привлекли в первую очередь тексты Фрейдкина. Подозреваю, что оценки их разойдутся до диаметрально противоположных, смотря по тому, какую роль в жизни слушателя играет подзаборная эстетика. Музыкально альбом никаких сюрпризов не преподносит. Мелодии вполне предсказуемы, но в отрыве от текстов приятно радуют непосредственным, теплым саундом, близким живому звуку. "Оркестр Креольского Танго" (а это и скрипка, и труба, и контрабас) свое дело знает, так что перейти от жесткого рок-н-ролла к еврейским пляскам, ностальгически посвинговать или ранить сентиментальное сердце латинскими ритмами - нет проблем. Проблема в глобальном - и сознательном - разрушении чувства стиля, смешении низкого и высокого. Это зачастую игра на грани фола, пародия, переходящая в пошлый фарс. Это напоминает любительский КВН, когда даже самое безбашенное чувство юмора вдруг отказывает. Несколько исключений дела не меняют. Но исключения есть. Ощущение полной гармонии - в таком безалаберном зощенковском духе, веселом и глуповатом - создает "Универсальная песенка на день рождения". Дурацкие словечки (соседство "экзистанса", "бритых морд" и "жрачки") так смачно порхают под дерганый ритм и кошачьи вопли трубача. И конечно, интонационно выпадающая "Песня про отца", не столько пропетая, сколько продекламированная Евгением Маргулисом. Может быть, ради нее одной и стоило записать весь альбом. Ради этого укола настоящей боли посреди шутовского беспредела. Оценка: 6/10 Трек-лист: 1. Брассенс и Бернес 2. Универсальная песня на день рождения 3. Соседка 4. Печальный Шура 5. Тонкий шрам на любимой попе 6. Песня про отца 7. Песня про Машу и ее сучку 8. Бабушка Ревекка 9. Песня о всеобщей утрате девственности 10. Вонючий скунс |