daimonp
Newbie | Редактировать | Профиль | Сообщение | ICQ | Цитировать | Сообщить модератору
Цитата: Тебе известно, на меня твои эмоции не действуют. | Небольшой ликбез: 4.5. Эмоции и эмоционально-смысловой строй Предположим, что мы проектируем некую систему управления. На приборной панели этой системы, перед которой будет сидеть и работать оператор, мы можем отобразить такое количество контрольных параметров, с которыми оператор будет в состоянии управиться. Однако, проектируемая на-ми система описывается значительно бόльшим числом контрольных параметров, и если все они будут отображаться на приборной панели, то оператор просто запутается в приборах и в их показаниях, вследствие чего потеряет управление хотя бы на некоторое время, а это способно повлечь за собой катастрофу системы. Это приводит к вопросу: Как сделать, чтобы оператор при своих ограниченных возможностях воспринимал ситуацию в целом? В технике один из способов решения такого рода задач состоит в том, что: • на приборную панель выводятся показания только по наиболее значимым контрольным парамет-рам; • все остальные параметры «заводятся» на контрольную лампочку. Пока не отображаемые явно параметры лежат в допустимых пределах, лампочка светит зелёным цветом; если хотя бы один из них подходит к критическим значениям, то лампочка загорается жёлтым цветом; если хотя бы один из не отображаемых явно параметров выходит за допустимые пределы, лампочка загорается красным цветом. Переход горения лампочки к жёлтому или красному цвету мо-жет сопровождаться подачей звукового сигнала, назначение которого — привлечь внимание операто-ра. Если лампочка перестаёт гореть зелёным, то оператор, управляющий системой, должен предпри-нять действия к выявлению причин отклонения не отображаемых явно контрольных параметров от до-пустимых значений (такая возможность должна быть предусмотрена конструкцией пульта управления) и после выявления причин — должным образом изменить характер управления системой или (в случае поломки) принять меры к восстановлению её работоспособности. Если на психическую деятельность индивида смотреть с позиций двухуровневой модели «сознание + бессознательные уровни», то эмоции по отношению к уровняю сознания в психике индивида пред-ставляют собой аналог такой контрольной лампочки, которая изменяет цвет своего свечения, в зависи-мости от того, какие оценки ситуации вырабатывают бессознательные уровни психики, чьи возможно-сти по обработке информации многократно превосходят возможности сознания. На уровне сознания в лексике и образах осознаётся некий смысл и сопутствующие ему эмоции. Эту совокупность «осознаваемый смысл + сопутствующие ему эмоции» можно назвать эмоционально-смысловым строем. Эмоционально-смысловой строй личности во всякий момент времени носит нравственно обуслов-ленный характер. Поскольку эмоционально-смысловой строй может изменяться как под воздействием внешних обстоятельств, так и в ходе самой психической деятельности, то это приводит к вопросу о наилучшем эмоционально-смысловом строе. Однако этот вопрос мы рассмотрим далее в разделе 5.9. И ещё раз: если информацию и меру не осознавать в качестве объективных категорий бытия, то та-кие явления как эмоции и нравственность необъяснимы. Основы социологии |