Культура! На выход! С вещами! Рейдерские наезды на объекты культуры в Москве продолжаются. Пришла очередь Третьяковской галереи. Отель Malevich вместо Малевича? Музей кино, театр Анатолия Васильева на Поварской, Музей декоративно-прикладного искусства на Делегатской, ЦДРИ, Дом актера, Цирк на проспекте Вернадского, Дом скульптора, Домжур, Гнесинская музыкальная школа, общежитие Гнесинского училища… Кто следующий? Список рейдерских захватов и попыток захватов объектов культуры в Москве изумляет. И места золотые: Арбат, Замоскворечье, Знаменка, Пушечная, Никитский бульвар, Садовое кольцо. Новый сюжет — за пределами разумения. В Каннах, на выставке недвижимости MIPIM-2008, Елена Батурина и корпорация «Интеко» представили проект комплекса «Апельсин», выполненный знаменитым архитектором Норманом Фостером. «Апельсин» должен заменить здание на Крымском Валу, 10. 40% здания заняты Центральным домом художника. 60% — Государственной Третьяковской галереей, ее коллекцией «Русское искусство XX века». «Площадей» в потенциальном «Апельсине» должно быть 80 тыс. кв. м, что всего на 20% больше площади ЦДХ. С музеями и галереями в комплексе Фостера-Батуриной должны соседствовать многозвездные гостиницы, элитная жилплощадь. И неужели 20% «коммерции» «Интеко» хватит, чтобы окупить такой проект? А хороша же будет эта излучина Москва-реки — полка мещанского серванта. Статуэтка? Есть — Петр I Церетели (его изваяния вообще удивительно похожи на сувениры из ГУМа 1970-х). Гипсовая модель церквушки? Есть — Храм Христа Спасителя, каков он ныне. И тут же фрукт стеклянный: модный и авангардный. Дорогая вещь, из-за границы привезена… Масштаб мещанского серванта колоссален. На всю Москву. Мы бы сузили. И все в этом роковом месте что-то попирают ногами. Петр I — Андреевские флаги, по безграмотности ваятеля. Но и жители комплекса «Апельсин» смогут просыпаться с приятным чувством: под кроватью у меня — тапочки, а под паркетом, на «магазинных этажах» — Шагал с Гончаровой. А пусть их тоже живут… …Директор ГТГ В.А. Родионов и руководители cоюзов художников разослали открытое письмо. Никакие проекты реконструкции ЦДХ, конкурсы и тендеры в их поле зрения не значатся. (О конкурсе проектов реконструкции ЦДХ не знает и Тендерный комитет Москвы.) ЦДХ имеет договор об аренде до 2025 г. Аренда земли для Третьяковской галереи — бессрочная. Еще бы! «Коробка» на Крымском содержит в себе российский Музей дОрсэ с Центром Помпиду в придачу. Или галерею Тейт. Или добрую половину музея «Метрополитен». Турист туда идет — и поток все гуще. Момент таков, что коллекции ГТГ на Крымском могут вскоре стать самым притягательным (наряду с импрессионистами в ГМИИ им. Пушкина) художественным музеем Москвы. «Апельсиновая» прибыль «Интеко» обернется серьезной упущенной туристической прибылью для города. Сейчас за год здание посещают около 1 млн человек. Каждый оставляет в ЦДХ минимум 100 рублей входной платы. О таких мелочах, как Non-fiction, Книжный фестиваль, Антикварный салон, «Дизайн и реклама», «Образование и карьера» и десятках прочих ежегодных выставок на Крымском даже не говорим. В Москве пройдет пресс-конференция «Культура! На выход!», посвященная массовому выселению творческих домов. Конференция состоится 25 марта в 13 часов в Мраморном зале Центрального дома журналиста (Домжуру тоже угрожает выселение). Алексей Симонов, президент Фонда защиты гласности: — На пресс-конференции выступят представители большинства творческих домов, у которых проблемы с помещением. Это Центральный дом работников искусств, Дом актера, Центральный дом журналиста, Дом скульптора, Центральный дом художника, Центральный дом литераторов, Дом кино. Кроме того, мы пригласили на пресс-конференцию редакцию газеты «Культура», которая недавно подробно рассказывала о проблемах с «домами культуры» в провинции. В Самаре, в Екатеринбурге, Перми, во многих других городах массово выселяют союзы творческих деятелей. Или оглушают непосильной арендной платой. Мы хотим, чтобы люди увидели, что это не частные проблемы. Это явление массовое, причем возникшее в последнее время, когда повсеместно культуру просят выйти и пытаются ввести в храм либо господствующих, либо торгующих. Всех нас хотят либо потеснить, либо выдавить из занимаемых помещений, потому что квадратные метры стали стоить слишком дорого, а общественные организации не могут превратиться в коммерческие. Видимо, выдавив культуру с основных телеканалов, ее решили убрать и из жизни, посчитав, что так населению будет удобнее выполнять проект по повышению рождаемости. Вот как в 60-е годы в Индонезии наблюдался пик рождаемости в среде советских специалистов, потому что там редко давали свет. |