Фундаментальное сходство ИСЛАМа с иудаизмом проявляется в свойственном обоим неразрывном переплетении религии и закона. С самого начала ИСЛАМ представлял собой синтез религии, политических норм и права, синтез, в котором религии принадлежала ведущая роль. Подобно иудаизму после разрушения Храма, ИСЛАМ в принципе не знает иерархии священников; роль профессиональных законоведов-теологов (факихов) в ИСЛАМе подобна роли раввинов в иудаизме. Некоторую параллель христианским священникам можно усмотреть в той роли, которая приписывается в шиизме имамам (см. ниже). Унифицированная система религиозного образования, использование арабского языка как общего для всего мусульманского мира языка культа, права и науки, всеобъемлющая зависимость общественных и культурных форм от религиозных предписаний сделали ИСЛАМ основой своеобразной цивилизации, которая объединяет различные народы, исповедующие эту религию. Подобно иудаизму, ИСЛАМ возник на основе письменного закона (Коран), развитого и дополненного позднее в системе устного закона, представленного, в первую очередь, священным преданием (сунна), которое состоит из множества канонизированных сообщений (хадисов) о высказываниях и действиях основателя ИСЛАМа и его сподвижников. Наряду с Кораном и сунной, в мусульманском религиозном праве (шариат) используется в качестве основ заключение по аналогии (кияс) и установленное практикой согласие верующих (иджма). ... Многие еврейские поучения, афоризмы, этические предписания перешли в хадисы; вся литература хадисов так же, как и легенды о пророках, отражает знакомство с Галахой и Аггадой, как они изложены в талмудической и мидрашистской литературе. Фундаментальное сходство между иудаизмом и ИСЛАМом не всегда является отражением прямого влияния одного на другой, но часто объясняется тем, что сходная религиозно-правовая структура обеих религий предопределила подобные пути их развития в последующие столетия. Одним из каналов, по которому осуществлялось влияние еврейской традиции на ИСЛАМ, была так называемая литература исраилият. К ней относятся: 1) рассказы, заимствованные из Библии, Талмуда и Мидраша, используемые арабскими историками, толкователями Корана и авторами легенд о пророках для объяснения слов Мухаммада в тех случаях, когда их смысл неясен или противоречит Библии; 2) описания жизни и деятельности мусульманских мистиков, а также благочестивых людей, относимых традицией ИСЛАМа к бану Исра‘ил (`народу Израиля`). ... Упрочение ИСЛАМа и распространение его за пределы Аравии сопровождалось смягчением отношения к евреям. Уже Мухаммад провозгласил терпимость по отношению к «народам Писания» (ахл ал-китаб) — евреям и христианам. Евреи не рассматривались как неверные, против которых следует вести священную войну, но, вместе с христианами и другими представителями монотеистических религий, как «подопечные», «находящиеся под покровительством» (см. Зимми). Им предоставлялась свобода исповедания своей религии при условии уплаты ими особой подушной подати (джизья); сбор этого налога часто сопровождался унизительными церемониями. С именем одного из виднейших сподвижников Мухаммада, халифа в 634–644 гг. Омара ибн ал-Хаттаба, во времена которого арабами были завоеваны обширные территории в Азии и Африке и заложены основы государственной организации арабов в завоеванных странах, связывается введенное значительно позднее ограничительное законодательство о евреях и христианах (см. Омаровы законы). Евреям во вновь завоеванных странах было запрещено строить синагоги, они были устранены от занятия общественных должностей; были введены специальные отличия в одежде для евреев и христиан и т. п. В основном отношение Омара к многочисленным евреям завоеванных областей было довольно мягким. Ограничительные законы в странах ИСЛАМа далеко не всегда применялись во всей строгости. В целом ИСЛАМ относился к религиям, основанным на Писании, более или менее терпимо (особенно по сравнению с христианством в средние века). Суровые гонения на иноверцев бывали сравнительно редко и лишь в некоторых мусульманских странах (например, в 12 в. при династии Альмохадов в Северной Африке и Испании). Гораздо меньшей терпимостью, чем мусульмане-сунниты, отличались фанатики-шииты. Отдельные случаи перехода евреев в ИСЛАМ имели место уже в начальный период проповеднической деятельности Мухаммада; распространение ИСЛАМа сопровождалось массовым обращением в него евреев Ирака и Эрец-Исраэль. Помимо насилия, переходу евреев в ИСЛАМ способствовала близость новой религии к иудаизму. Впоследствии насильственное обращение евреев в ИСЛАМ практиковалось лишь сектами, порвавшими с суннизмом (см. выше). В 1008–20 гг. многие евреи Египта и Сирии были вынуждены формально принять ИСЛАМ под угрозой изгнания из страны фатимидским халифом Хакимом; они продолжали, однако, тайно совершать обряды еврейской религии и в 1020 г. получили разрешение халифа вернуться к своей вере. Последовательную политику насильственной ИСЛАМизации евреев проводили Альмохады (см. выше). Попытка насильственного обращения в ИСЛАМ евреев Йемена, предпринятая династией Зейдитов, была ликвидирована с завоеванием страны войсками египетского султана (12 в.). Крушение саббатианского движения в 17 в. привело к возникновению еврейско-мусульманской секты дёнме. Массовому насильственному обращению в ИСЛАМ подверглись в 1839 г. евреи Мешхеда в Иране. Несколько жертв кровавого навета в Дамаске (см. Дамасское дело) были вынуждены перейти в ИСЛАМ под угрозой смертной казни. В Йемене в 19–20 вв. известны случаи похищения сирот-евреев с целью их обращения в ИСЛАМ. Некоторые выходцы из еврейских семей, обращенных в ИСЛАМ, сыграли видную роль в развитии мусульманской теологии: Абдаллах Ибн Салам (умер в 630 г.), Ка‘б ал-Ахбар (умер в промежутке между 652 г. и 655 г.), Вахб Ибн Мунаббих (родился в 656 г. — умер в промежутке между 732 г. и 738 г.) — один из создателей хадиса, Абдаллах Ибн Саба (7 в.) — один из создателей шиизма, философ-вольнодумец Ибн ар-Раванди (827?–864), Ибн Баджа (Авемпас; 1070?–1139) — один из крупнейших представителей аристотелизма и рационализма в арабской философии. ... Влияние ИСЛАМа на иудаизм. Влияние мусульманского права несомненно сказалось на методах трактовки Галахи главами талмудических академий — гаонами; в более поздний период оно явственно сказывается в своде Мишне Тора Маймонида. Мусульманская культура, впитавшая наследие Греции и эллинистического мира, оказала существенное воздействие на некоторые области еврейской мысли. После нескольких столетий полного разрыва между этим миром и иудаизмом труды греческих философов и ученых снова вошли в орбиту еврейских мыслителей благодаря арабским переводам (с более ранних переводов на сирийский язык). Ранний суфизм (мистическое направление в ИСЛАМе) имел, среди прочих, и еврейские источники. Еврейская философия в странах ИСЛАМа развивалась под прямым влиянием арабской философии и в тесной связи с ней. Основоположник средневековой еврейской философии Са‘адия Гаон испытал влияние мусульманских богословов-рационалистов мутазилитов, создателей спекулятивной догматики (калам), которые первыми в мире ИСЛАМа стали использовать философские идеи античности в целях религиозной апологетики. Переход от калама к платонизму и аристотелизму в еврейской философии происходил параллельно аналогичному процессу в арабской философии. Произведения средневековых еврейских мыслителей писались, как правило, на арабском языке; по содержанию они чрезвычайно близки к произведениям современной им арабской философской литературы (см. Шломо Ибн Габирол, Аврахам Ибн Дауд, Иосеф Ибн Цаддик, Аврахам Ибн Эзра, Моше Ибн Эзра, Маймонид). В свою очередь, влияние суфизма сказывается в поэзии Ибн Габирола и особенно в сочинении на арабском языке Бахьи Ибн Пакуды «Ховот ха-левавот» («Обязанности сердца»), проповедующем аскетизм и в значительной степени построенном по образцу аналогичных мусульманских произведений. Наиболее видным представителем суфизма в иудаизме был сын Маймонида Аврахам бен Моше бен Маймон, автор книги «Кифайят ал-‘абидин» («Достаточно для набожных»). Упомянутые сочинения Бахьи Ибн Пакуды и Аврахама бен Моше оказали особенно большое влияние на еврейские общины на Востоке и сыграли важную роль в некоторых более поздних мистических движениях. Еврейская литература на иврите в странах ИСЛАМа также развивалась под влиянием арабской поэзии и прозы, плодотворно используя их формы, стихотворный размер, поэтические образы и т. п. Сравнительно благоприятное социальное положение евреев в Испании под властью ИСЛАМа обусловило исключительный культурный расцвет испанского еврейства, в котором сочетались эстетическая утонченность с глубиной философской мысли и активной политической и общественной деятельностью. Еврейство мусульманской Испании родило славную плеяду мыслителей и поэтов («золотой век» еврейской поэзии). Мусульманская полемика с иудаизмом и евреями представлена сравнительно небольшим количеством произведений. Наличие значительных масс подданных-христиан во владениях ИСЛАМа и угроза ИСЛАМу со стороны христианских держав привели к тому, что мусульманская полемика направлялась главным образом против христианства. В общем арабские предания и литература отражают отрицательное отношение к евреям — недоверие и подозрение, презрение и враждебность. Евреев обвиняют в том, что со времен Мухаммада они были врагами ИСЛАМа — либо вступая в прямые военные столкновения с Мухаммадом, либо устраивая заговоры, направленные на подрыв ИСЛАМа посредством ереси, крамолы и коварной враждебности. Ответы еврейских полемистов на выпады мусульман начали появляться в 10 в., однако специальные трактаты против ИСЛАМа были редки. Одним из наиболее известных еврейских мыслителей, подвергших критике ИСЛАМ, был Са‘д Ибн Каммуна (13 в.). Еврейских полемистов ожесточали унижения и произвол, ставшие участью евреев под мусульманским игом, но они признавали, что ИСЛАМ стоит ближе к иудаизму, чем христианство, хотя христианство и иудаизм зиждутся на общем библейском основании. Таково, в частности, было мнение Маймонида, несмотря на то, что в «Йеменском послании» («Иггерет Тейман») он писал об исключительно враждебном отношении «племени Исмаила» к евреям. ... Мусульманский мир был возмущен решениями 2-го Ватиканского собора (28 октября 1965 г.), снявшими с еврейского народа обвинения в ответственности за распятие Иисуса, и вообще политикой католической церкви, направленной на преодоление антиеврейской традиции и укрепление связи между христианами и евреями. Мусульманские деятели увидели в этом результат влияния евреев на католическую церковь и политическую победу Израиля. В 1979 г. главный советник президента Египта А. Садата А. Мансур заявил: «Ватикан снова продал Христа евреям, но по высокой цене — за деньги и достоинство арабов». |