...Да, происходит что-то непредвиденное. Вместо радости от выздоровления матушки-России такая тихая анафема. Неужто сбывается мечта Проханова о воссоздании Пятой Империи и анафема доказывает успешность «этого дела»? Стал я считать, откуда пятая и прикинул, что пятая выходит только так: 1- Киевская Русь, 2 - Московия, 3 - Российская империя (Петербургский период), 4 - Советский Союз. И вот теперь – нарождается Российская империя (Московское время) - 5. Между теми империями простирались пропасти Смутных времен: Владимиро-Суздальская междуусобица, татаро-монголы, поляки да казаки в Москве, гражданская война, приватизация. Ну, последняя – это перед Пятой империей. Да, а место оказалось занятым. Похоронили и кол забили. И вдруг - как с того света, упырь, мертвяк, вурдалак. Зомби! Ишь ты, какой Василиск Премудрый выискался! Сгинь, проклятый! Да, какая-то гальванизация. А ведь столько раз закапывали. В 1931 году Георгий Иванов в сборнике «Розы» тиснул стих: Хорошо, что нет Царя, Хорошо, что нет России Хорошо, что Бога нет. Только желтая заря, Только звезды ледяные, Только миллионы лет. Хорошо - что никогда, Хорошо – что ничего. Так черно и так мертво, Что мертвее быть не может И чернее не бывать. Что никто нам не поможет И не надо помогать. Но все же странно: отчего у России такая устойчивая репутация ужасной страны? Дикой, большой, пьяной, злой, вымирающей? Кое-какие резоны есть, и о них много пишут. Например, вполне натуральное пьянство. Четверть, если не больше отсидевших по лагерям, которые воздух отнюдь не озонируют. Поврежденная нравственность. Генетические повреждения «производительной силы». И вообще есть вроде бы мелочи, но такие, которые «формируют образ» России. При том очень пахучий. К примеру, Артемий Лебедев, талантливый дизайнер и организатор, ставший ныне чуть ли не русским путешественником Пржевальским вместе с его лошадью, объездил полмира. И оставлял фотоотчеты. В августе он поехал на джипе во Владивосток и снова порадовал фотоотчетами. Два из них поразили глаза и носы. Я бы назвал это произведение "Экскрементальный завод фекалийных удобрений". Тема пишет: "В Ерофее Павловиче Решил прогуляться до ветру. Иду и не могу понять - что заставило людей насрать прямо на тропинке, ведущей к домику? Почему везде разложены мины? Сортир всегда зависит от хозяина. Если засрано - хозяин срать хотел на клиентов. Если чисто - можно доверять. Это применимо и к гостям, и к ресторанам, и к тошниловкам на трассе Амур. сри не хочу, мы же в России. Прокрался мимо растяжек, открываю дверь, а там там-там, та-та-та там-там-там... Говно юзом пошло, как говорят профессиональные ассенизаторы. Неудивительно, что окрестный лес был засран на сто метров в глубину поразительно интенсивно, на следующих двухстах метрах плотность засера достигала полутора куч на кв. метр." Вообще-то со всем перечисленным, и с пьянством, и с наследственностью еще можно бороться. А уж с кучами и того проще. Если только не сломан становой хребет. Александр Яковлев, например, полагал, что сломан. Именно его товарищами по партийному оружию – коммунистами. Так он писал в своей последней книге, как бы политическом завещании «Сумерки». Мы давали из нее выдержки (в 5-ти частях). Судя по всему содержанию книги, речь идет о том, что в сумерках не только нынешний этап, а вообще таков итог тысячелетней российской истории. В одном из последних интервью журналу «Журналист» корреспондент спрашивает: В.К. Александр Николаевич, ваша недавно вышедшая книга называется «Сумерки». Но они бывают и утренние, и вечерние. Сейчас, по-вашему, у нас какие? А.Я. Вечерние В.К. К ночи, значит, шагаем? Тот в общем соглашается, да, к ночи. Яковлев завершает свою книгу так: «СССР прозевал, проспал и пропил две технологические революции. ... Я давно понял, что общественное устройство, основанное на крови, должно быть убрано с исторической арены, ибо оно, это устройство, исповедовало дьявольскую религию Зла. Страшно подумать, что нам уготована судьба печенегов, скифов, инков, ацтеков и многих других, загадочно исчезнувших народов. ...Мы еще рабы, но с претензиями, которые в третьем тысячелетии никому не нужны, просто смешны. Потому как больны гордыней без достоинства." Так писал в конце жизни (в 2005 году) второй человек в перестроечной России. Главную вину за помрачение России А. Яковлев усматривал в чудовищном коммунистическом режиме (особенно сталинского периода), смертельно поразившим страну. Любопытно, что антикоммунист, а потом снова коммунист Александр Зиновьев на полном серьезе полагал, что Запад, победив в Третьей Мировой, не просто уничтожит Россию и русских, но и сотрёт память о них и особенно об их достижениях. «Здесь ничего не было». Ирония истории в том, что сам Александр Яковлев с молодых лет работал именно в системе, в наибольшей степени виновной в оболванивании народа – в агитпропе ЦК. Он не только писал для народа, но и для вождей. Что именно? Да наборы слов. В чем в книге сам и признается. Причем, они ему верили: ученый ведь пишет. Яковлев и умный человек Александр Бовин, и не менее умный бывший редактор «Литературной газеты» Федор Бурлацкий, директор института США и Канады Арбатов, и еще десятки умников - помощников и экспертов в цековских дачах или прямо в резиденции Брежнева Завидово жрали икру, запивая коньяком, жуировали, плясали, играли на бильярде и смотрели закрытые для других фильмы. Сам Яковлев о том и пишет, то ли с юмором, то ли сокрушаясь. «Поскольку начальство писать речи и доклады не умело, то создавались спецгруппы для подготовки текстов. Работали обычно за городом, на дачах ЦК. Такие выезды продолжались до двух, а то и дольше месяцев. Ели, пили, всего было вдоволь. Играли в домино, на бильярде. Заказчикам речей мы внушали, что работа трудная, требующая времени и больших усилий. На самом деле это было дружным враньем. То, что потом произносилось, можно было подготовить и за неделю. Почитал я как-то "свои" тексты в речах Брежнева и, кроме неловкости, ничего не почувствовал. А ведь помню, ночей не жалели, по словарям шарили, а все равно получалось какое-то кладбище мертвых слов». США постараются использовать нынешний кризис для возвращения своего места еще недавно бесспорного мирового лидера, которое Америка начала терять примерно пять лет назад, после вторжения в Ирак. Или даже с 11 сентября 2001 года. Пока место лидера вакантно и, по мнению руководства США (в том числе – и нынешних обоих кандидатов в президенты), нужно сделать все, чтобы оно не оказалось занятым другими претендентами, такими как Россия, Китай, Бразилия. Так что спада напряженности в ближайшее время не предвидится. Главная «западная мысль», не афишируемая, но пронизывающая: население России не заслуживает своей огромной территории. Сырье нужно настоящим двигателям прогресса, странам Запада, а вовсе не этим неандертальским троглодитам. Хотя очень многих русских ценят. Ну, этих спасем, возьмем к себе. Я сейчас внимательно отслеживал русские блоги. И вот те, кто еще недавно чуть ли не глумились над Медведевым, Путиным, да и вообще над Россией вдруг воспрянули, расправили плечи и выгнули грудь: мы впервые гордимся за свою страну, своего президента. Врезали супостату, признали дружеские нам народы , заставили мир с НАМИ считаться. Стало быть, жизненно важно для русского прислониться к мощному тулову государства. Но – какова ныне идеология новой, воспрянувшей от перестроек России? Из пяти принципов, на которых будет строиться внешняя политика РФ после признания независимости Южной Осетии и Абхазии, объявленных Президентом Медведевым, я выделю последние два: 4. Защита жизни и достоинства российских граждан, "где бы они не находились". И всем должно быть понятно, что все, кто будет совершать агрессию, получат ответ". 5. У России, как у других стран мира, есть регионы, в которых находятся привилегированные интересы. Речь идет не только о приграничных государствах. Ну и, соответственно, те, кто вздумают покушаться на эти интересы, тоже получат. Иными словами, прокламировано право помогать тем, кого Россия считает слабыми и нуждающимися в защите. Эта идеология хороша для построения империи, именно она и использовалась все предыдущие столетия. И эту идею легко объявить высоконравственной: что может быть моральнее перевода старушки через дорогу? Тогда же в МГИМО выступил глава российского МИДа Сергей Лавров и особо упирал на то , что наш нынешний внешнеполитический курс на Кавказе строится не столько на силе, сколько на высоких нормах морали помощи и защиты обиженных. «Являются ли нормы морали лишь абстрактными категориями в мировой политике? Что важнее: правда или умение красиво солгать с экранов телевизоров и ежечасно транслировать ложь на весь мир?» , - спросил себя министр. И ответил, что мораль и правда важнее. 6 сентября Путин , комментируя участие России в конфликте на Кавказе, сказал: "Правда на нашей стороне . Мы ведем себя абсолютно морально ". Видимо, происходит возврат к старой идее России, ее даже можно назвать национальной: идее помощи не просто друзьям, но слабым, обиженным, угнетенным. К идее справедливости, носительницей коей испокон века была Россия. Эта концепция значительно шире «православной матушки-Руси», она вполне интернациональна: мы помогаем всем - без различия рас и вероисповеданий. Справедливость имела разные модификации. Например, помощь и защита православных братьев. Это узкое ответвление от мессианской концепции Третьего Рима. Идеология коммунизма – это ведь тоже модификация идеи помощи отставшим, то есть, слабым и обездоленным. Патронажная идея «помощи и справедливости» проявлялась в том, например, что метрополия в Российской империи жила хуже своих "колоний" – окраин, присоединенных народов. За счет собственных утрат помогали другим. В этом историки даже видят благородную особость России – она была не такая империя, как все, в которых метрополия жила лучше за счет своих колоний (классический пример – Британская империя, а сейчас – США). Вся история России, за малым исключением, подавалась как реализация максимы "защитницы сирых". Коммунизм - идея дикая и утопическая, даже каннибальская, но невероятной мощи как и всякий культуропорождающий миф. Ни много, ни мало, она обещала перейти от предыстории, каковой мнилось все происходившее на Земле до Маркса и до 1917 года, «к собственно истории» (это – слова Маркса). Когда человек сознательно, а не стихийно, как раньше, начнет строить новое разумное общество. Перспективы были грандиозны: вместо старого мира насилия и наживы, дикого контраста бедности и богатства грядет мир братства, любви, высочайшего взлета творческих возможностей всех. Понятен лучезарный энтузиазм романтических комсомольцев. При всей эсхатологической новизне марксистского спасения человечества в нем имплицитно сидела и прежняя “русская идея” помощи народам мира. Мы, де, уже сподобились приобщиться к высшей формации, а остальным, засидевшимся на старте, поможем. Если надо, то и своими славными вооруженными силами. Начали с окраин бывшей Российской империи, а потом приступили к неоглядной помощи в построении социализма в борющихся с колониализмом и империализмом странах Азии и Африки. Но даже в этой извращенной форме в течение целых 70 лет для нескольких поколений эта утопия все-таки была Идеей, которая и создала, и поддерживала огромную Сверхдержаву. После тотального крушения плана построения нового прекрасного мира советской империи было более не на чем держаться. Хрястнул становой хребет, лопнула становая жила. Конечно, идея коммунизма есть миф. Но и идея справедливости, которой руководствуется тысячелетняя России есть миф не в меньшей степени. Дело, однако, не в том, что миф, а в том, верят ли в него. Вот смотрите: ряд мифов угас. Точнее: с них снялся камуфляж правды, как "оно было на самом деле", стала ясна их мифологическая природа - именно потому, что умерла советская цивилизация. Важно то, что пока в миф верят как в правду, он держит на плаву национальную идею. Миф поддерживает порядок на земле, потому что он есть отражение вечного порядка в первовременах, в начале бытия. Если разрушится такой миф, то падет и все, на нем построенное. Верно и обратное: разрушение построенного приведет к падению мифа, точнее, к его десакрализации. Надо признать, что миф коммунизма нанес страшный удар по любому пониманию помощи сирым да и вообще по идее справедливости – кроме как в понимании советских рабовладельцев. Не помог и надмирный образ Сталина, ночи напролет думающего в высокой башне Кремля о счастье народа. Слишком большое расхождение между мифом и реальностью оказалось фатальным как для мифа, так и для реальности. Сумеет ли новая Россия выбраться из капкана своего недавнего прошлого и придать какой-то иной оттенок вновь обретенной концепции справедливости как помощи слабым-обиженным? Кто знает... Для начала самой России нужно стать посильнее. И привлекать окрестные народы не только скоростью тачанки-тройки, но и какими-то иными достижениями «материальной культуры». А уж духовной силы у России немеряно. |