Российский футбол остался без денег Пивоваренная компания "Балтика" - генеральный партнер Российской футбольной премьер-лиги - отказалась от дальнейшего сотрудничества. Футбольный чемпионат России остался без генерального спонсора и без денег. Причиной такого шага стало внесение поправок в действующий закон "О рекламе", практически запрещающий показ "пивных" рекламных роликов во время спортивных соревнований. Как пишет "Коммерсант", демарш "Балтики" серьезно осложнит процесс поиска новых спонсоров для футбольной премьер-лиги. Напомним, что по новым правилам реклама пива на ТВ запрещена с 7 до 22 часов - матчи чемпионата страны по футболу идут как раз в это время. Под действие закона не подпадают лишь те матчи еврокубков, которые будут начинаться позже 22 часов. Кроме того, в рекламе нельзя использовать "образы людей и животных", а также рекламировать пиво "в спортивных и культурных организациях", что фактически делает невозможным спонсорство пивоварами спортивных соревнований. "Инвестиции в спонсорство российского футбольного чемпионата должны были принести "Балтике" максимальные дивиденды именно в конце сезона, когда матчи собирают самую большую аудиторию, - отметил директор по маркетингу компании Андрей Рукавишников. - Однако новые положения закона сформулированы настолько нечетко, что оставляют место для двойного толкования". По условиям спонсорского контракта, "Балтика" перечисляла деньги поэтапно в течение всего чемпионата и после вступления в силу поправок к рекламному законодательству прекратила платежи. Питерские пивовары с 2003 года являлись генеральным партнером РФПЛ. Как утверждает президент РФПЛ и ЦСКА Евгений Гинер, его ведомство особо не пострадает от запрета рекламы пива, так как прямых финансовых отношений со спонсорами у Лиги нет. Деньги от продажи трансляций РФПЛ получает непосредственно от ВГТРК, которая обязана перевести футболистам оговоренную контрактом сумму денег. Независимо от того, перечислят ли спонсоры телевизионщикам денежные средства или нет. Вот ВГТРК и примет на себя основной финансовый удар. При этом в деле о рекламе пива на футболе фигурирует еще одна структура - фирма "Телеспорт-Маркетинг", которая самостоятельно никаких финансовых обязательств не несет, хотя и перечисляет деньги в ВГТРК. Именно эта фирма занимается заключает контракты со спонсорами. Но деньги в ВГТРК перечисляет только тогда, когда они поступят от рекламодателей. По словам гендиректора "Телеспорт-Маркетинга" Петра Макаренко, на "Балтику" приходилось до 40% всех поступлений от спонсорских контрактов (помимо пивоваров спонсорами чемпионата выступают МТС, "Росгосстрах" и "Парламент"). При этом даже до отказа "Балтики", спонсорские деньги не покрывали стоимости трансляции. Как отметил гендиректор канала "Спорт" Василий Кикнадзе, "по итогам трех лет прибыли не получилось". По информации "Коммерсанта", "Балтика" перечисляла телевизионщикам около 2 млн. долларов в год. Найти замену пивоварам будет очень сложно, так как именно футбольные болельщики являлись целевой аудиторией компании. Скорее всего, теперь в переговорах между РФПЛ и ВГТРК о заключении нового контракта на продажу прав на телевизионные трансляции наступит новый этап. Руководство Лиги настаивает на увеличении суммы контракта с нынешних $15 млн. за три года до $50 млн. Но в нынешней ситуации аргументировать трехкратное увеличение стоимости трансляции руководству РФПЛ будет достаточно сложно. Пока что ограничение на рекламу пива, которое вступило в силу с 5 сентября, никак не сказалось на прямых трансляциях матчей чемпионата России. Но кто знает, что будет в будущем? Во всяком случае, трансляции матчей чемпионата Европы 2008 года российские зрители могут и не увидеть. Андрей Рукавишников отметил, что производимое на "Балтике" пиво "Карлсберг" стало генеральным спонсором чемпионата. "В прямой трансляции этого чемпионата мы теперь, скорее всего, не увидим", - считает он. С великим трудом справился с проблемой телеканал НТВ. Именно этот канал показывает в России матчи Лиги чемпионов, одним из спонсоров которой является компания "Амстел". На домашних матчах ЦСКА, которые будут начинаться в 20:45, вместо рекламы пива пойдет реклама другого спонсора этого турнира. Во сколько эта замена обошлась НТВ-шникам, они предпочитают не распространяться. По большому счету, весь сыр-бор с рекламой пива разгорелся из-за того, что депутатам Госдумы, начавшим рассмотрение поправок еще в 2002 году, вдруг вздумалось таким образом бороться с увеличивающимся пивным алкоголизмом среди молодежи. Честно говоря, сомнительно, чтобы таким образом удалось добиться хоть какого-то результата. Чем, скажите, бесконечный показ боевиков, насилия и порнографии лучше рекламы пива? Ничем. Но если уж вводить поправки к закону, то нужно было доработать закон так, чтобы никаких разночтений он не вызывал. Сейчас же заместитель руководителя исполнительного секретариата Союза пивоваров России Александр Троицкий отмечает, что закон абсолютно не доработан, пивоварам приходится требовать постатейных комментариев. "Пока закон настолько сырой и противоречивый, что даже сегодня, когда он официально вступил в силу, мы не знаем, как практически его применять. Пожалуй, главным недостатком стало то, что он не предусматривает для производителей никаких промежуточных сроков, в течение которых они могли бы скорректировать свою рекламную политику", - сообщил Троицкий в интервью сайту "Фонтанка.Ру". Фактически, не только футбол, но и российский спорт лишился значительной части рекламных доходов. Спортивным чиновникам предстоит хорошенько подумать о том, чем теперь залатать дыру в финансах. |