Где вкладывают деньги рекламодатели? Ниву большого спорта рекламодатели распахивают давно и плодотворно. Но денег, не обещанных никому, у спонсоров все меньше, а желающих поправить свое финансовое положение, натянув майку с логотипом, все больше. Такова, в частности, ситуация на немецком рекламном рынке. И самой яркой иллюстрацией служит, конечно же, футбол. В драчке за рекламные деньги клубы бундеслиги все чаще схлестываются с Немецким футбольным союзом (DFB). Многие клубные менеджеры задаются вопросом: нуждается ли вообще DFB в рекламных контрактах, имея твердый доход от продажи билетов и прав на телетрансляции? Ведь матчи сборной всегда пользуются огромным спросом как в Германии, так и за рубежом. «Своими спонсорскими контрактами DFB отнимает кусок хлеба у клубов, для которых часто даже одно такое соглашение могло бы стать настоящим спасением, — считает Эдгар Геенен, один из руководителей «Нюрнберга». — Некоторые клубы сегодня не представляют себе, как им пережить зимнее межсезонье...» В чем-то он, конечно, прав. Однако исследования рынка показывают, что многие клубы просто не представляют интереса для серьезных спонсоров. Большинство матчей транслируются сегодня платными каналами, то есть рейтинг популярности той или иной команды определяется, по сути, одним нажатием кнопки. Понятно, что крупные компании обращают внимание только на суперклубы, и дело здесь вовсе не в контрактах DFB, число которых увеличилось после успешного для немцев чемпионата мира-2002... Единственный коллектив, чьи успехи на рекламном поприще сравнимы с успехами DFB, — это «Бавария». Но даже из мюнхенского лагеря раздаются голоса недовольства. Так, вице-президент клуба Карл-Хайнц Румменигге в одном из недавних интервью заявил: «Мы в «Баварии» ездим на Audi согласно контракту. Когда игроки попадают в сборную, их заставляют пересаживаться на Mercedes. Ради Бога, пусть DFB заключает свои соглашения и соблюдает их условия, но только без участия наших футболистов. В данный момент я говорю не только от имени «Баварии», но и от имени остальных клубов». Впрочем, принципы, декларируемые представителями самого преуспевающего немецкого клуба, не всеми и не всегда соблюдаются за его фасадом. Так, Opel отказался от права быть титульным спонсором «Баварии», обнаружив, что игроки массово пересели на авто конкурентов и даже являются в «столь неприглядном виде» на тренировки и матчи. Но футболистам есть с кого брать пример. В тот же день, когда Румменигге объявил журналистам о продлении рекламного контракта клуба с «Кока-Колой», президент «Баварии» Франц Беккенбауэр стал лицом компании O 2, занимающейся мобильной связью. В свое время Кайзер Франц успешно рекламировал Mitsubishi и e-plus, в то время как у его клуба были контракты с Opel и Viag-Intercom. Единственный раз в истории сборной Германии ее игрок вышел на поле не в экипировке от Adidas. 24 октября 1962 года Вольфганг Зольц выиграл пари на 1500 марок, выйдя на матч со сборной Франции в бутсах Puma. Естественно, в подобных случаях рекламодатели чувствуют себя слегка одураченными. Тот факт, что многие футбольные звезды получают в несколько раз больше, чем руководители крупных фирм-спонсоров, также не способствует тяге денежных мешков к кожаному мячу. И все же есть один положительный фактор, который перекрывает все вышеперечисленные негативные, — перспектива проведения в Германии чемпионата мира 2006 года. Вот уж когда спонсоров должно хватить на всех — не только на DFB, «Баварию» и Беккенбауэра. Им делают рекламу... ...DFB: Siemens, Mercedes-Benz, Adidas, Deutsche Telekom, Coca-Cola, Bitburger, Muller, Nutella и др. ..."БАВАРИЯ": Telekom, Adidas-Salomon AG, Audi, Coca-Cola, Konica, Siemens, Sony, Bayerische Landesbank, Cerrutti и др. ...ФРАНЦ БЕККЕНБАУЭР (лично): Deutsche Post AG, O 2, Adidas. |