Британский дуэт Erasure входит сегодня в число лидеров музыкального направления, именуемого в высокой критике "doom-and-gloom pop", а в просторечии - синти-поп. Почти за двадцать лет неустанной деятельности на ниве поп-музыки тандем Винс Кларк (Vince Clarke) - Энди Белл (Andy Bell) успел пройти внушительный путь, воплотив светлое начало того же направления, которое некогда выбрали для себя более мрачные Depeche Mode. Жизнерадостные синтезаторы Erasure, их бурлящие мелодии, трогательные истории об утраченной любви и крушении юношеских надежд превратили группу в своего рода Village People 90-х. Напомним, что Village People были довольно многословной командой, которая эксплуатирвала гомосексуальную тематику и пользовалась неизменной популярностью у подростков. За долгие годы своей творческой активности автор песен, мультиинструменталист Винс Кларк и певец/музыкант Энди Белл выдали на-гора десятки клубных хитов, заразив своим позитивом не одно поколение меломанов. История современной музиндустрии зафиксировала первое упоминание имени Винса Кларка в 1976 году, когда, будучи еще тинейджером, вместе с Эндрю Флетчером (Andrew Fletcher) он создал свою первую команду. Называлась она No Romance in China и просуществовала совсем недолго. В 1979 году вокалист и клавишник Кларк, уже понимающий, что от музыки ему никуда не деться, предпринял еще одну попытку и собрал группу French Look на пару с гитаристом и клавишником Мартином Гором (Martin Gore). Когда к ним снова присоединился Флетчер, трио превратилось в Composition of Sound. А после нескольких месяцев репетиций на свет появились Depeche Mode. Им удалось заключить контракт с Mute Records, но уже в период подготовки дебютного альбома Винс Кларк понял, что направление, выбранное группой, его не устраивает. Вместо него в DM приходит 19-летний солист Дэйв Гехэн (David Gahan), а Кларк. тем временем основывает новую группу Yazoo, солисткой которой становится Элисон Мойе (Alison Moyet). Спустя три года, в 1984-м, его пути с Yazoo тоже расходятся. На повеске дня у музыканта новый суперпроект - альбом с 10 разными вокалистами: каждая песня должна иметь свой голос. В процессе поиска нужных голосов Винс Кларк знакомится с молодым исполнителем Энди Беллом. После первого же прослушивания Винс был абсолютно уверен, что нашел как раз того парня, которого искал. Одаренный прекрасным вокалом, Белл великолепно озвучивал композиции, написанные Винсом Кларком. В лице Энди основатель группы обрел не только достойного коллегу и помощника. Между ними установились гораздо более близкие отношения. В свое время заявление Энди Белла: "Да, Винс мне действительно очень нравится", - наделало много шуму. Назвав свой союз Erasure, музыканты принимаются за дебютный альбом. Диск "Wonderland" появляется в 1986 году и проходит практически незамеченным в Великобритании и Соединенных Штатах. Два сингла, запущенных в рамках промо-кампании, "Who Needs Love Like That?" и гимн гомосексуалистов "Oh L'Amour", не попали даже в британский Тор 40. Действительно не лишенная наивности запись, напоминающая о первых днях Кларка в Depeche Mode и Yazoo, альбом тем не менее включал несколько неплохих композиций, достойных гораздо большего внимания. Разочарование Винса Кларка не поддается описанию. Но унывать было не в его характере, и через год группа презентует второй альбом "Circus" (1987). Творческий азарт заставил музыканта выложиться на все сто, и результатом он мог по праву гордиться. Альбом, отметившийся в чартах, включал мегасинглы "Victim Of Love" и "Sometimes", украшением записи стали отличные композиции "Hideaway" и "The Circus". Можно понять некоторых критиков, упорно не желавших воспринимать Erasure всерьез и считавших их легковесами, не стоящими внимания. Однако в 1988 году с выходом альбома "The Innocents" скептиков заметно поубавилось. Впечатляющая запись представила сильные и грамотно сделанные вещи Винса Кларка. Песни "Chains Of Love" и "A Little Respect" был с восторгом восприняты поклонниками американского мейнстрима. Если поп-музыка и бывала когда-нибудь в роли полновластного триумфатора, то появление "The Innocents" - как раз один из таких моментов. В поисках нового звучания музыканты не избегают стези экспериментаторства. Изданный в 1989 году диск "Wild!" запечатлел новшества, привнесенные Erasure в свой саунд. Не все из них пришлись фанам по вкусу. Например, испанская песня "La Gloria" сразу попала в число наименее любимых в каталоге группы. Среди лучших композиций - темпераментные "Blue Savannah" и "You Surround Me". Посвятив 1990-й год гастролям и отдыху после них, в 91-м группа подготовила новый студийный релиз "Chorus". Альбом, в общем-то недооцененный и не получивший должной популярности, тем не менее включал песни, не уступающие по силе трекам альбома "The Innocents". Особого внимания достойны "Chorus" и "Waiting For The Day". Следующие шаги Erasure на поприще шоу-бизнеса удачными назвать трудно. Вымученной и фактически ненужной работой выглядел альбом "ABBA-esque", включавший кавер-версии АВВА. Неудивительно, что эти песни называли карикатурой на Erasure. К середине 90-х группа несколько подрастеряла свой первоначальный шарм, упростилась, а в чем-то и обезличилась. Лонг-плеи 94-97 гг. по-прежнему опирались на внутренне драматичные образы, часто напоминая Мит Лоуфа (Meat Loaf), но редко поднимались до той подлинной искренности, которая была свойственна группе в ее лучшие моменты. Однако были и свои удачи. Альбом "I Say, I Say, I Say" (1994) по-своему красив, наполнен возвышенными, парящими звуками. В треке "Take Me Back" вокал Энди Белла производит очень сильное впечатление. Сингл "Always" с этого альбома стал наиболее продаваемым синглом группы в Соединенных Штатах. Диск 1995-го года "Erasure", более медленный и размеренный, чем другие работы, включал три приятных композиции "Rescue Me", "Sono Luminus" и грустную "Stay With Me". Сами музыканты называли его "наш 'Dark Side Of The Moon'", мотивируя тем, что классика Pink Floyd служила им источником вдохновения, хотя не только до классических образцов, но и до лучших работ группы "Erasure" было далековато. За два года, отделявших этот альбом от следующего, музыканты не усердствовали с гастрольными турами, так что успели даже соскучиться за сценой. Скрасить ожидание новых гастролей помогло участие в мюзикле "The Night We Buried Judy", поставленном в Лондоне. Энди, по его словам, так волновался в день премьеры, что забыл почти все слова. Опубликованный в 1997 году "Cowboy" насыщен данс-ритмами, представ самым зажигательным, самым танцевальным альбомом Erasure. Активизировав концертную деятельность, музыканты делают свои шоу день от дня зрелищней и изысканней. Они всегда готовы порадовать фанов какими-нибудь сюрпризами. Например, во время тура в поддержку "Cowboy" Кларк играл на гитаре тему из фильма "Wild West", нарядившись в костюм кактуса. А многочисленные переодевания и смена декораций - просто рядовые будни их гастрольных выступлений. Они стали отличными шоу-менами, украшением сценических площадок Лас-Вегаса. Не избалованные официальным признанием, Erasure получили свою долю внимания среди нетрадиционно ориентированной музыкальной общественности. Так, в 1998 году они оказались в числе претендентов на главную премию GLAMA (Gay/Lesbian American Music Awards), так называемой "альтернативной" церемонии Grammy. Девятый альбом группы "Love Boat" был издан в Великобритании в 2000 году (в США лонг-плей появится только летом 2003 года). Продюсировал запись постоянный продюсер группы Flood, работавший с Depeche Mode, Nine Inch Nails, Smashing Pumpkins и U2. Этот добротно сделанный синт-поп также можно отнести к числу недооцененных. Релиз был поддержан гастрольным туром, в котором Erasure выступали на разогреве у U2 и No Doubt. В конце 2001 года Erasure записали диск под названием "Moon and the Sky Plus", который разместили в интернете. Несколько ремиксов заглавной песни, акустические вещи, кавер "Baby Love" Motown - всего 10 треков, которые можно приобрести через сайт лейбла Mute. Надо сказать, что для Кларка интернет стал не просто увлечением, но и чуть ли не единственным средством общения с фанами. С конца 90-х он все менее охотно выбирался на концерты, предпочитая играть перед веб-камерой в собственной студии и транслировать свои выступления через веб-ресурсы. Последним на сегодняшний день релизом Erasure стал альбом кавер-версий "Other People's Songs". Он появился в 2003 году. Немногие поп-группы осилили бы работу такого уровня. Несмотря на то, что альбом включает только чужие песни (Buddy Holly, Phil Spector, Elvis Presley, Peter Gabriel и др.), это очень сильная запись с фирменным почерком Кларк-Белл. В свою дружную компанию музыканты пригласили Гарета Джонса (Gareth Jones), который в свое время выступил сопродюсером альбома "Wild!". Первый сингл с этого альбома "Make Me Smile (Come Up And See Me)", изданный в апреле 2003 года в Англии, более чем уверенно чувствует себя в чартах - он уже поднялся до 14 строки рейтинга. Сингл предварял небольшой британский тур дуэта, в который музыканты отправились с декорациях и костюмах эпохи короля Эдуарда. Энди выходил на сцену в строгом черном платье, шляпке с вуалью, красных кожаных перчатках, обмахиваясь веером. Винс, одетый в мужской костюм эдвардианской эпохи, с обычным непроницаемым лицом колдовал за несколькими синтезаторами. Зал стоял на ушах, особенно когда звучала кавер-версия хита Пресли "Can't Help Falling In Love". Тряхнув стариной и напомнив фанам, что отправлять их на пенсию еще рановато, Винс Кларк и Энди Белл строят планы на будущее. В ближайших планах музыкантов, изрядно утомленных переделками чужих песен, диск авторского материала, над которым они уже начали работать. Возможно, к 2004 году им будет чем порадовать поклонников жизнерадостного синт-попа. |