Dr StandBy
Большой дядька moderator | Редактировать | Профиль | Сообщение | ICQ | Цитировать | Сообщить модератору MrCleric Цитата: разборка и правильная смазка кулера часто помогает продлить жизнь ему еще на пару месяцев. | Цитата: Краткая инструкция (FAQ) по смазке кулеров. 1. Устройство кулера. Конструкции кулеров (от cooler холодильник, охладитель) или вентиляторов используемых в современных персональных компьютерах принципиально не отличаются друг от друга. Исключение составляют некоторые типы специализированных вентиляторов турбинного типа, описание которых выходят за рамки статьи. Кулер состоит из двух основных частей неподвижного основания и вращающейся крыльчатки. На основании кулера смонтирован пакет неподвижного ротора электродвигателя кулера с обмоткой и микросхема электронного регулятора вращения (в случае кулера с регулируемой скоростью вращения). По периферии основания расположены крепежные отверстия. В центре основания выполнено посадочное место под подшипник крыльчатки. Крыльчатка состоит из лопастей, кольцевого статора из магнитного материала и неподвижно впрессованной оси с подшипником скольжения. Вертикальное перемещение подшипника по оси ограничивается стопорными кольцами. В собранном кулере подшипник крыльчатки плотно входит в посадочное место основания. По причине простоты конструкции кулеры очень надежные устройства, рассчитанные на непрерывную работу в течение десятков тысяч часов. Надежность работы кулера определяется качеством изготовления пары ось-подшипник и условиями смазки этой пары. В лучших экземплярах кулеров (входящих, к примеру, в комплект процессоров Intel in Box) подшипники изготавливаются из качественных бронзографитовых сплавов или особо прочных тефлонов по прецензионным технологиям, при условии тщательной герметизации посадочного места. Подшипники массовых кулеров, в основном китайского производства, изготавливаются из более дешевых материалов, в основном методами штамповки. Более того, при смазке их жидкими смазками в условиях некачественной герметизации посадочного места, смазка вытекает еще в процессе транспортировки и хранения кулера. Это главные причины того, что часто уже на первых часах эксплуатации, кулер начинает шуметь, пищать или издавать другие непотребные звуки, падает скорость вращения крыльчатки и, в конечном итоге, крыльчатку заклинивает, что приводит к перегреву кулера и его полному выходу из строя. Предотвратить (или устранить) это явление можно собственными силами, тем более что гарантийный срок массовых кулеров не превышает одного месяца. Достаточно смазать подшипник кулера пастообразной смазкой. Этим экономится от 40 до 200 рублей, нужными для приобретения нового кулера (не гарантированно, что лучшего качества), могущими найти другое применение. 2. Инструмент и материалы Прежде чем приступить к операции смазки кулера, необходимо подобрать смазочный материал. Более всего подходят смазки типа технического вазелина, ЦИИАТИМы, хорошие результаты дают автомобильные смазки типа ЛИТОЛ 24 и др. Главное используйте пастообразные, чистые, желательно прозрачные технические виды смазочных материалов. Никогда не используйте для этой операции пищевые и косметические материалы они предназначены далеко не для кулеров и их механизм работы далек от механизма работы смазочных материалов. Еще понадобится подходящая крестовая (или плоская) отвертка, плоский канцелярский нож, спичка и, конечно, аккуратные руки. 3. Приступаем ВНИМАНИЕ материал, из которого изготовлены кулеры достаточно хрупкий, поэтому при проведении операции смазывания старайтесь не прилагать больших механических усилий. Отключаем электропитание кулера. Снимаем кулер вместе с радиатором (если он есть) с устройства. Отворачиваем саморезы крепления кулера на радиаторе и снимаем кулер. Иногда вместо саморезов кулер крепится на радиаторе пластмассовыми клипсами, в этом случае, снимаем кулер, слегка потянув его рукой или легонько поддев отверткой. Кисточкой или зубной щеткой тщательно очищаем кулер от пыли и грязи. Взяв кулер за основание одной рукой, пальцем другой прокручиваем крыльчатку, при этом одна фирменная наклейка вращается вместе с крыльчаткой, а другая, противоположная, остается на месте. Неподвижная наклейка скрывает посадочное место с подшипником. Поддев ее лезвием канцелярского ножа аккуратно снимаем ее, стараясь как можно меньше прикасаться к ней руками. Взяв на кончик спички ~2-5мм смазки, плотно набиваем ею посадочное место подшипника, стараясь, что бы смазка не попадала на поверхность основания кулера. Если смазка попала на поверхность основания кулера, убираем ее чистой спичкой и обезжириваем поверхность основания протиркой основания небольшим тампоном, увлажненным спиртом, одеколоном, водкой (но не ацетоном или другим растворителем, растворяющим пластмассу!). Приклеиваем на место наклейку и убеждаемся, что она герметично закрыла посадочное место. Если это не так, то повторяем п.5 и меняем наклейку, использую в качестве нее кусочек скотча или любой бумажной наклейки, типа наклейки для дискет, видеокассет и т.д. Тщательная герметизация посадочного места позволит дольше сохранится смазке и защитит подшипник кулера от пыли. Устанавливаем кулер на радиатор в порядке обратном снятию. Возвращаем снятое устройство с кулером в системный блок, подключаем кулер к электропитанию и проверяем его работу на включенном компьютере | В самообразовательных целях можно посмотреть еще тут - Разборка, очистка и смазка вентиляторов
---------- Не думай. Если думаешь - не говори Если думаешь и говоришь - не пиши. Если думаешь, говоришь, пишешь - не подписывай. Если думаешь, говоришь, пишешь и подписываешь - не удивляйся (Ф.Э.Д.) |
|