Сенатор Клишин отметил, что "в соответствии с Уголовным кодексом РФ Следственный комитет при прокуратуре РФ возбудил по факту убийства граждан России в Южной Осетии уголовное дело по статье 357 УК РФ "геноцид". Ранее было возбуждено уголовное дело по факту умышленного убийства российских военнослужаших, а также уголовное дело по ч. 2 ст. 105 УК РФ "убийство двух или более лиц общеопасным способом". Уголовное законодательство РФ позволяет следственным органам возбудить уголовные дела в отношении грузинских официальных лиц, несмотря на то, что преступления в отношении российских граждан были совершены не на территории РФ, полагает сенатор. При этом он обращает внимание, что если подозреваемый скрылся от предварительного следствия, то его можно объявить в федеральный розыск, а потом и в международный. Также, считает Клишин, Россия вправе направить иностранному государству запрос о выдаче ей лица для уголовного преследования или исполнения приговора на основании международного договора РФ с этим государством, а если договора нет, то российский генпрокурор может пообещать выдавать в будущем на основе принципа взаимности этому государству лиц в соответствии с законодательством РФ. Международные договоры, на основании которых РФ может потребовать выдачи официальных лиц Грузии Сенатор Алексей Клишин в своем заявлении перечисляет международные нормативные акты и договоры, нас основании которых Российская Федерация может потребовать выдачи находящихся на территории иностранных государств официальных лиц Грузии, в отношении которых ведется следствие, судебное разбирательство или вынесен приговор: - Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (принята государствами-участниками СНГ 22 января в Минскt, участниками являются все страны СНГ, в том числе и Россия, и до сих пор Грузия). Согласно этому документу, государства-участники Конвенции обязались выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение; - Европейская конвенция о выдаче (Париж, 13 декабря 1957 года), согласно которой практически все европейские страны, включая Россию и Грузию, обязались выдавать друг другу всех лиц, в отношении которых компетентные органы запрашивающей стороны осуществляют судопроизводство в связи с каким-либо преступлением или которые разыскиваются указанными органами для приведения в исполнение приговора или постановления об аресте; - Двусторонние договоры об оказании правовой помощи, включающие вопросы выдачи преступников, имеются у Российской Федерации с Грузией, Азербайджаном, Албанией, Алжиром, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Грецией, Индией, Ираком, Ираном, Йеменом, Канадой, Кипром, Китаем, КНДР, Кубой, Киргизией, Латвией, Литвой, Молдавией, Монголией, Польшей, Румынией, Тунисом, Эстонией, Югославией и рядом других государств. Сенатор отмечает, что, как правило, в международных договорах устанавливается, что выдача для привлечения к уголовной ответственности производится за такие деяния, которые являются наказуемыми как по законам РФ, так и государства, к которому направлен запрос и подразумевающие наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое. Таким образом, любое лицо, совершившее преступление, направленное против интересов России либо ее гражданина может быть привлечено к уголовной ответственности и РФ имеет право добиваться его выдачи с использованием существующих международных соглашений, еще раз подчеркивает Алексей Клишин. |