Ton aka hwost
White Arctic Wolf | Редактировать | Профиль | Сообщение | ICQ | Цитировать | Сообщить модератору Надо же, эта тема развивается По-моему, этот жанр называется "эссе"? Так или иначе, дело за продолжением.... Итак, вот моя Река: Зима у нас начинается с началом сентября и окончательно устанавливается где-то к его окончанию. Весны и осени как таковых нет, вернее есть, но они длятся максимум неделю... Зима - отдельный рассказ, а вот лето начинается в двадцатых числах июня, когда проходит ледоход по Енисею, сразу начинает теплеть - резко и заметно. У нас в Норильске, впрочем, должна еще следом пройти река Норильская и вынести лед из крупных озер. После этого будет тепло, вылезет комар и постоит хотя бы пару недель тридцатиградусная жара. Уже с первых чисел июля я начинаю готовиться к поездке к Реке, которая состоится в начале августа, когда закончится полярный день. В Норильске одна асфальтовая дорога, связывающая Дудинку, что на берегу Енисея, Алыкель (аэропорт) и Норильск с городами-спутниками, Талнахом и Кайерканом. И это все. По тундре дорог нет, а то, что есть - это не дороги и даже не направления, так, вездеход пару раз проехал, обозначив трассу. А чтобы поймать рыбу, добыть дичь или собрать тундровых даров, надо ехать подальше от города, туда, где природа не убита газопылевыми выбросами, километров за 20-30-40-50... Для материка это не расстояния, а для нас человек, самостоятельно без вездеходов и вертолетов пробившийся за 70 км от города вызывает чувство глубокого уважения. Спросите, как? Мы пользуемся для этого мотоциклами, причем легкими. Тот же самый ИЖ, попавший в торфяник, ни в одиночку, ни вдвоем вытянуть просто невозможно (горячие головы, которые это делали, так и бросали свою технику в тундре, выбираясь пешком). Оптимальный вариант "Минск", специальным образом для этого переоборудованный - он легкий, проходимый, мало требует горючего, грузоподъемен, а скорость...в тундре скорость та, которая обеспечит безаварийное попадание в нужное место... Итак, выезжаем мы в пятницу после работы, быстрый пробег до Талнаха, откуда начинается наш путь...а дальше - игра без правил. Избавляемся от всего, что необходимо для ПДД - шлемы, зеркала заднего вида (что бы не побить), устанавливается "тундровая" моторная звезда, чтобы можно вести технику рядом с собой на первой передаче, прячутся в рюкзаки всякие там права, и техталоны, в тундре - волк ГАИшник... Главное-все хорошо проверить и привязать весь груз. Густо мажемся диметилом или ДЭТой...это далеко не лишнее... Поехали, до нашей Реки около 40 км и пройти их надо так, чтобы не было мучительно больно время в пути по хорошей дороге занимает 2-3 часа, по плохой - 5-7... Это веселая работа, сливаешься с техникой в единое целое, чувствуешь все неровности, камни, таящиеся в лужах на дороге-направлении, глубину речек и ручьев, которые переезжаются вброд, крутизну склонов. Чувствуешь технику, что нравится ей, а что нет когда надо привстать с сидения на подъеме, а когда - откинуться назад при спуске. Когда надо помогать мотоциклу, ведя его рядом с собой на первой передаче, а где можно газануть (аккуратно, чтобы не поскользнуться). Мотоцикл ведет себя как живое существо, послушное воле твоей руки... Это-опасная работа. Любой неправильное, недостаточно выверенное движение - сломана техника, получена травма (бывало и такое). Есть сомнения в надежности брода - заглушись, слезь. проверь ногами... Село на руку два десятка комаров и жрут одновременно (банкет?) - терпи, остановись и разберись. Я однажды по неопытности ударил правой рукой по левой на ходу - кое-как очухался в кустах... Товарищ врюхался в торфяник - слезать, помогать, вдвоем, втроем вытаскивать технику, засевшую в вязкую торфяную грязь по свечу на цилиндре... К Реке подъезжаем ввечер, уже темно и прохладно. Все тело гудит, ломит, ничего не слышишь, остается только предчуствие встречи с Рекой. Вот Она - неглубокая и неширокая, но быстрая, бегущая в каменных россыпях и журчащая на перекатах, вода в темноте кажется темно-индиговой... Глушится разгоряченный двигатель и окружающая тундра взрывается ночной тишиной. Только журчание Реки и слабый шелест тальника и лиственниц на ее берегах. Приехали, но это еще не все. Предстоит, поставив мотоциклы в кусты, пройти пару-тройку километров и обеспечить себе ночлег. Чуть выше по течению есть старая охотничья изба - бывший балок на санях, с печью, нарами, ручейком между полозьями саней - притоком Реки и горностаем, совсем ручным, живущем в избе и радующимся общению при нашем приезде. Там и ночуем. Работы много, надо, несмотря на усталость и ломоту в костях, собрать дров, разжечь печь (если холодно) и костер, чтобы изготовить нехитрый ужин. Раньше, в 80-х здесь было много тундровиков и каждый мог найти в избе тепло, кров и ночлег, благо нары широкие и печь жаркая. Теперь пришли иные времена, народ ездит на иномарках, тусуется в клубах и боится тундры как огня (в самом деле, ну что им здесь делать? Да и никакая иномарка не доедет до Реки и слава богу...). Так что эта изба наша и мы следим за ней из года в год, чтобы не пришла в упадок. И никакой клуб и городские огни не заменят вот этого ужина в избе, неторопливого общения под уютное потрескивание печи, дымок "Беломора", пару бутылок водки или спирта, разговоров о работе, о жизни, о тундровых приключениях и невероятных вроде бы, но таких понятных случаях из жизни. И крепкого сна на нарах под монотонный комариный писк до раннего утра. Чтобы отдохнуть от прошедшей рабочей недели и пройденной дороги, хватает 3-4 часов сна. А утром - Река... Здесь водится хариус - хищная и сильная речная рыба из благородных. Ночью он стоит в ямах, а днем - выходит кормиться на перекаты, пока не кончится комариный период. Ловить его вроде бы несложно, никаких ухищрений, телескопическая удочка, кусок лески и специальным образом изготовленная мушка. Просто маленький тройной крючок, отрезок красной шерстяной нитки и пучок волос или шерсти (оригиналы считают, что лучше всего для этого подходят волосы любимой женщины.... не знаю, не проверял, пользуюсь для этого хвостом своего пса). Надо встать над перекатом, и аккуратно, по самой поверхности воды сплавить мушку вниз по течению, туда, где перекат переходит в улово. Если хариус там есть, он проявит себя молниеносно. Удар, всплеск, резкий рывок подсечка - и вот уже рука чувствует дрожащее сопротивление удочки в руке - и в солнечных брызгах тебе навстречу вылетает из воды сильная трепещущая рыбина аж иссиня-фиолетового цвета, срывается с крючка, и, описывая широкую дугу над головой, вылетает в тальник или падает на прибрежные камни... Есть! Быстро в рюкзак его и новый заброс. Азарт, удовольствие или досада, если срывается или уходит, что ж, не судьба, пусть его живет, раз выиграл жизнь... На каждом перекате - 2-3-4 хариуса, на Реке сотня перекатов, ловится весь день, хватит всем... Идем вверх и добываем рыбу. За этот субботний день проходится 20-30 км по камням и кустарникам, но усталости нет, она наступает только на обратном пути в избу, когда рук и ног уже не ощущаешь, чувствуешь только приятную тяжесть в рюкзаке и жар недавнего азарта. Ужин, ночь и обратная дорога, которая не кажется уже такой тяжелой от полученного заряда энергии и потому, что дорога эта ведет домой. И остается только надежда, что в этот сезон среди повседневной рабочей текучки и мелкой бытовухи удастся-таки еще раз вернуться к Реке до наступления осени.....
|