nikolajzd
BANNED | Редактировать | Профиль | Сообщение | Цитировать | Сообщить модератору Космический челнок «Буран» Стартовый вес "Энергии" с "Бураном" - свыше 2 тысяч тонн. Четыре 4-камерных боковых двигателя первой ступени работают на кислородно-керосиновом топливе и имеют на старте тягу 750 тонн каждый, двигатели второй ступени работают на кислородно-водородном топливе. Вторая ступень имеет длину 60 м и тягу 600 тонн у Земли и 200 тонн в пустоте. Суммарная тяга на земле всех двигателей - 3600 тонн. Первые испытания на стенде оканчивались взрывами. Потом были успешные испытания и пуски. А первое испытание "Энергии" с орбитальным кораблем начиналось трудно. Вначале возникли проблемы с энергоснабжением. То подъемный кран замкнул стрелой высоковольтную линию из Джезказгана, то орел замкнул крыльями две фазы на другой линии высоковольтной электропередачи. После этого на все время подготовки к старту у каждой опоры высоковольтных передач ставили вооруженную охрану. Она должна была разгонять орлов, задерживать все краны, и т.п. Дело в том, что автоматизированные системы управления стартовых комплексов не терпели разрыва "синусоиды", а деньги на автономные источники питания тогда не удалось выбить. Но ко второму пуску "Энергии" с "Бураном" уже удалось создать для стартового комплекса автономные источники энергопитания АСУ. Правда, и второму запуску, намеченному первоначально на 29 октября 1988 года и перенесенному на 15 ноября, тоже сопутствовала нервотрепка с электроснабжением. Для его обеспечения в Ленинск прибыл министр энергетики Казахстана Казачков. За 6 часов до пуска пришло сообщение о вооруженном нападении группы местных парней на охрану линии электропередач, имелись раненые. Начальник тюра-тамского отдела милиции проигнорировал просьбу о помощи со стороны руководства космодрома и министра энергетики своей республики. К тому времени национальные кадры уже могли "чихать" на приказы "русских". Ситуацию спасло прибывшее на помощь воинское подразделение. Виновные, включая местного "шерифа", остались безнаказанными. К старту подходят 2 железнодорожные колеи, разнесенные на 18 метров. По ним из монтажно-заправочного корпуса на гигантской платформе шириной почти 20 метров 4 тепловоза тянут к старту "Энергию" с установленным на ракете "Бураном". Управление стартом осуществляется с командного пункта, расположенного в 5 км от старта. Все три этажа этого здания расположены под землей. В центральном зале управления размером 100х50 метров за 12 часов до старта сосредоточивается большая часть людей из боевого расчета. После установки ракеты с "Бураном" на старте и подключения к коммуникациям, начинается телеметрическое считывание информации о состоянии системы по 20 тысячам параметров. Отдельные параметры сообщаются до 128 раз в секунду. Если все в порядке - начинается заправка. Этот напряженный и взрывоопасный процесс производится в автоматическом режиме. Сначала идет азотная продувка магистралей и водородного бака второй ступени "Энергии". Следующий этап - продувка этих же магистралей и баков газообразным водородом. Затем начинается заправка жидким водородом. После этого начинают поступать в свои баки жидкий кислород и керосин. При этом корпус ракеты сильно охлаждается, и она укорачивается почти на 10 см. Во время заправки в радиусе 5 км нет ни одного человека. У "Энергии" запуск первой и второй ступени осуществляется одновременно. Через несколько секунд, поднявшись над стартом, ракета разворачивается и набирает космическую скорость. "Буран" при этом оказывается повернутым вниз. Когда израсходовано топливо боковых двигателей, то есть первой ступени, они попарно отделяются и приземляются на парашютах (после ремонта их можно повторно использоваться до 10 раз.) Сбросив первую ступень, вторая ступень продолжает работать и выводит "Буран" на "опорную" орбиту. Отделившись от второй ступени, "Буран" (длина 36,4 м, высота 16,45 м, масса 105 тонн) ориентируется с помощью двигателей управления, а затем, выключив маршевый двигатель, переходит на промежуточную орбиту. Через полчаса "Буран" еще раз включает двигатели и переходит на круговую орбиту. Чтобы сойти с орбиты, "Буран" поворачивается маршевым двигателем вперед. Развернувшись, включает этот двигатель и тормозит им. Затем снова разворачивается носом вперед. Перед входом в атмосферу "Буран" принимает строго определенное положение, слегка задрав нос. Возможности бокового маневра "Бурана" составляют 2 тыс км. Посадочная скорость "Бурана" 340 км/час снижается после приземления тремя парашютами до 50 км/час. На системе "Шатл" вторая ступень работает с использованием двигателей "челнока" и только с пристыкованным "челноком", который является полезной нагрузкой. А на "Энергии" вторая ступень не завязана с "челноком". Поэтому "Энергия" может выводить на орбиту не только возвращаемые "челноки", но и другие грузы, например, зонды для Марса. Это требует большей мощности ракеты, а значит, и большей стоимости, чем у системы "Шатл". 5 лет испытатели космодрома "воевали" с создателями системы "Энергия-Буран" из-за того, что система не "ложилась" на инфраструктуру космодрома. То есть испытатели требовали жизненности новой системы в условиях реального космодрома - это извечная борьба конструкторов и изготовителей с эксплуатационщиками. Однако вопросы энергоснабжения и безопасности испытаний, как и многие другие, до сих пор не решены. Как пример взаимоотношений испытателей с проектировщиками и изготовителями расскажу о том, как происходила разгрузка на космодроме первого "Бурана". По разработанной изготовителями технологии, разгрузка "Бурана" занимала 2 часа. Сначала этим занималась бригада военных такелажников с космодрома, но не получилось. Потом 4 часа пытались закрепить на "Буране" "ловители" проектировщики с изготовителями, и тоже не получилось. Снова за дело взялись "вояки" и... погрузили. А в это время командировочная публика выпила от тоски то, что собиралась выпить на радостях. И столько выпили "интеллигентные" гости с " Большой земли", что виновниками неудачной системы перегрузки "Бурана" сочли такелажников. Это они и высказали крепко заплетающимися языками. До драки дело не дошло благодаря руководителю испытаний, впоследствии главному инженеру космодрома В.Л.Меньшикову, который присутствовал на разгрузке. Он сумел разъяснить в не очень вежливых выражениях руководителю приезжих, что думает о них и их бестолковом "восьмом чуде света" и как будет докладывать об этом в Москву. До сих пор не создано исследовательское оборудование, которое нужно было бы выводить в космос экономичными "Буранами". Отставание СССР, а ныне России от США в развитии науки и техники колоссально. Пытаясь догнать Америку в области возвращаемых из космоса кораблей многоразового пользования, СССР не создал то, ради чего нужны космические "челноки". Поэтому "Энергия" создана "универсальной". В течении 5 лет испытатели космодрома безуспешно пытались добиться ответа от проектировщиков "Энергии-Бурана": что же будет возить на орбиту "Буран"? Ответа, точнее исследовательского оборудования, нет до сих пор. "Буран" (в варианте "Скиф-ДМ") после неудачного полета 15 мая 1987 года (из-за сбоя систем управления орбитальный корабль тогда получил сигнал торможения вместо доразгона) упал в Тихий океан. Совершив один удачный полет с возвращением на Байконур 15 ноября 1988 года "Буран" встал на прикол. "Энергия" испытывалась в монтажно-испытательном корпусе (МИКе), построенном для неудачника советской космонавтики - гигантского ракетоносителя Н-1. Пятипролетный корпус имеет размеры в плане 240х190 м и высоту 47 м. В период подготовки "Энергии" в МИКе одновременно работают до 2 тысяч человек. МИК для "Бурана" имеет размеры в плане 225 х121 м и высоту 30 м. Одновременно в МИКе могут проходить подготовку до трех "Буранов". Имеется также уникальное здание стенда для динамических испытаний ракетоносителя высотой 100 метров. Казарменно-жилой фонд для системы "Энергия-Буран" рассчитан на 20 тысяч постоянно проживающих и приезжающих в командировки на несколько лет. Для этих людей нет ни кинотеатра, ни капитальных торгово-бытовых зданий. С целью удешевления проекта все стальные трубопроводы, включая полутораметровые в диаметре, проложили в земле, а не на эстакадах, как этого требовали эксплуатационщики космодрома. В результате уже через год агрессивные грунтовые воды заставили менять многие метры проржавевших трубопроводов. Для приема самолетов "Антей" с "Бураном" на загривке и посадок "Бурана" построена взлетно-посадочная полоса длиной 4,65 км, шириной 84 м и толщиной покрытия 0,5 м. Финансирование программы "Энергия-Буран" прекратилось в 1991 году, и сейчас программа - в состоянии клинической смерти. Попытка возродить "Энергию" путем использования ее в полетах на Марс окончилась недавно крахом. ............................................................................................................................................... В 1990 работы по программе «Энергия»—«Буран» были приостановлены, а в 1993 программа окончательно закрыта. Единственный летавший в космос (1988) «Буран» был уничтожен в 2002 году обрушившейся крышей ангара монтажно-испытательного корпуса на Байконуре. Brian Harvey, The New Russian Space Programme http://w13.easy-share.com/13635521.html «Буран» самый масштабный, самый дорогой и продолжительный проект отечественной космонавтики был прекращен после триумфального единственного полета. По количеству затраченных материально-технических и финансовых ресурсов, человеческой энергии и интеллекта программа создания «Бурана» превосходит все предыдущие космические программы СССР, не говоря уже о сегодняшней России. До сих пор не утихают споры, а вообще, был ли нужен Буран»? Встречаются даже мнения, что Советский Союз погубили две вещи – война в Афганистане и непомерные расходы на «Буран». Так ли это? Зачем и для чего создавался «Буран», и кому он был нужен? Почему он так похож на заокеанский «Шаттл»? Как он был устроен? Чем является «Буран» для нашей космонавтики – «тупиковой ветвью» или техническим прорывом, намного опередившим свое время? Кто его создавал и что он мог дать нашей стране? Ну и конечно, самый главный вопрос – почему он не летает? Читать дальше.. ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА «БУРАН» - «ЭНЕРГИЯ» (ПО ДАННЫМ, ОПУБЛИКОВАННЫМ НА 38-М МЕЖДУНАРОДНОМ АВИАСАЛОНЕ ЛЕ-БУРЖЕ 1989 г.): Стартовая масса - до 2400 т РН «ЭНЕРГИЯ»: Суммарная тяга ЖРД 1-й и 2-й ступеней на старте - 3550 тс Начальная перегрузка - 1,48 Тяга ЖРД РД-170: на Земле - 740 тс в пустоте - 806 тс Тяга ЖРД 1-й ступени: на Земле - 148 тс в пустоте - 200 тс Масса конструкции - около 300 т ОК «БУРАН»: Стартовая масса - 105 т Посадочная масса - до 82 т Масса конструкции - 62 т Масса полезного груза: на орбите Н-250 км - до 30 т на орбите Н-450 км - до 27 т Масса груза, возвращаемого на Землю - до 13 т Масса топлива ОДУ: штатная - 8 т максимальная - 14 т Максимальная высота орбиты (при максимальной заправке ОДУ) - 800-1000 км Тяга ЖРД орбитального маневрирования - 2X83 тс Количество и тяга ЖРД РСУ - 38Х387 кгс, 8Х20 кгс Площадь несущей поверхности ОК - 260 м2 Объем кабины экипажа - 73 м3 Посадочная скорость - 340 км/ч «Буран» Вес полезного груза — 30 тонн Экипаж - от 2 до 4 человек «Спэйс шаттл» Вес полезного груза — 29,5 тонн Экипаж - от 5 до 7 человек | Всего записей: 70 | Зарегистр. 15-12-2004 | Отправлено: 15:23 13-01-2008 | Исправлено: nikolajzd, 11:48 15-01-2008 |
|