13-го сентября участники легендарного дуэта Pet Shop Boys воплотили в жизнь свое давнее намерение: на Трафальгарской площади в Лодоне музыканты устроили бесплатный концерт, на котором был представлен саунтрэк их собственного сочинения к немому черно-белому фильму Сергея Эзейнштейна "Броненосец Потемкин". Крис Лоу и Нил Теннант исполнили свое новое произведение в камерного немецкого оркестра Dresdner Symphoniker. Сам фильм демонстрировался на огномном экране позади сцены. "Мы вдохновились идеей сделать что-то с картиной, снятой в 1920-м году, написав для нее современную электронную музыку", - поделился с прессой Теннант. "Когда я впервые увидел фильм, реакция моя была однозначной - Бог мой, да это же ведь большевистская пропаганда! - сказал Нил накануне концерта в интервью Русской службе Би-би-си. - Но чем больше мы с Крисом всматривались в картину, тем больше понимали, что перед нами - идеалистический, романтический образ восстания, в котором люди выражают себя и восстают против тирании". "Это классический призыв к бунту против угнетения, и призыв этот - вне времени, вне конкретной политики. И сегодня, глядя на ту резню, которая разворачивается на ступенях Потемкинской лестницы, невозможно не почувствовать резонанс со страшными событиями в Северной Осетии на прошлой неделе", - считает музыкант. Парадокс в том что Pet Shop Boys, в отличие от некоторых их радикально настроенных коллег из мира рок-музыки, отнюдь не воспринимаются как группа политически ангажированная. Более того, музыка их всегда была нарочито легкой, беспроблемной, танцевальной и откровенно гедонистической. Бесчисленное количество хитов, синглов и альбомов закрепили за ними в течение 80-90-х годов статус одного из самых коммерчески успешных проектов в британской поп-музыке. Но люди знающие понимали, что за этой беспроблемностью и легкой танцевальностью, за простыми синтезаторными электронными ритмами кроется ироничное, умное отношение и к себе самим, и к окружающей действительности, и ко всей поп-культуре в целом. Такая раздвоенность неудивительна. Интеллектуальный мозг и мотор группы - вокалист и автор большинства текстов Нил Теннант - пришел в поп-музыку уже зрелым, почти тридцатилетним человеком, и за спиной у него к тому моменту был изрядный опыт работы критиком в нескольких видных британских музыкальных журналах. Да и создание музыкального сопровождения к классическому фильму немого кинематографа - далеко не первый экскурс дуэта за пределы простой танцевальной поп-песни. За плечами у них работа над фильмами одного из самых тонких и эстетских британских режиссеров - Дерека Джармана, совместные перформансы с известной художницей авангардисткой Сэм Тейлор Вуд и, наконец, собственный мюзикл "Closer To Heaven" - "Поближе к небу". Сценическую концепцию представления "Броненосец Потемкин" разработал известный режиссер, художественный руководитель театра "Комплисите" Саймон Макберни. "Мы привлекли оркестр потому, что хотели выйти за рамки традиционных поп-аранжировок, расширить и обогатить звучание гармонически, - говорит Нил Теннант. - В то же время, мы сохранили свои электронные разработки для струнных, и у нас одновременно звучат и электронные, и живые струнные инструменты, причем у каждого - своя партия". После премьеры на Трафальгарской площади шоу отправится в Нью-Йорк, Берлин, Пекин и, по всей видимости, в Москву - чего, признался Нил Теннант, музыканты ожидают с особым нетерпением. А как насчет того, чтобы устроить такое же представление на Потемкинской лестнице в Одессе? "С удовольствием, пусть только пригласят", - говорит Нил. |