Trancsend

BANNED | Редактировать | Профиль | Сообщение | Цитировать | Сообщить модератору
Цитата: Фатализм [править] Материал из Википедии — свободной энциклопедии Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Фатали́зм (от лат. fátalis — определённый судьбо́й) — вера в предопределённость бытия; в фа́тум (лат. fatum). Ми́ровоззре́́ние, в основе которого — убеждённость в неизбежности событий, которые уже запечатлены наперёд и лишь «проявляются» как изначально заложенные свойства данного пространства. Научный, философский (равно как и религиозный) взгляд на закономерность бытия, его физической и метафизической составляющих, имеет (в той или иной степени) тесную конференцию с категориями «закономерность» и «случайность», «объективность» и «субъективность», «Творец» и «Человек», «творческое» и «тварное», т.д..Содержание [убрать] 1 Фатум и восприятие времени 2 Фатум и свобода воли 3 См. также 4 Ссылки [править] Фатум и восприятие времени Для «наблюдателя» временны́е границы фатального мира — либо необозримы в целом, либо же время в нём протекает неизмеримо медленно. Когда такое «глобальное» пространство взаимодействует со множеством составляющих его «локальных» пространств (в которых, в частности, течение времени присутствует в измеримой степени), образуется феномен восприятия времени. Субъект умозрительно видит прошлое, настоящее и будущее, но как бы отдельно одно от другого. К прошлому этот субъект относится как к завершившемуся и «пассивному» опыту (уже не поддающемуся активному воздействию и запечатлённому в памяти). К будущему же — относится как к уже существующему, т.е. заранее заложенному в само мироздание, но скрытому от восприятия и понимания. Потому (за исключением случаев предвидения) будущее и не поддаётся какому бы то ни было воздействию на него. К настоящему субъект относится по-разному: либо как к поддающемуся активному воздействию, но в очень узких и мало значащих рамках способностей отдельного индивида, либо как к лишь умом созерцаемому, воспринимаемому чувственно и никак не изменимому. У этой статьи нет категорий или имеющиеся в статье категории не существуют. Вы можете помочь проекту, найдя и добавив их в статью или создав несуществующие категории. У этой статьи нет ссылок на другие языковые разделы. Вы можете помочь проекту, найдя и добавив их в статью. У этой статьи нет иллюстраций. Вы можете помочь проекту, добавив их (при этом соблюдайте авторские права. Для поиска иллюстраций можете воспользоваться инструментом FIST). [править] Фатум и свобода воли Основная причина непризнания фатализма т.н. современным обществом, неприятия его всерьёз, это вера в спонтанность творческого процесса, безграничные возможности научного поиска, включающих в себя элемент безграничности, озарения. В то же время научный, инженерный подход (т.е. скептический (т.е. доверяющий лишь очевидному и непротиворечивому) — утверждает наличие таких закономерностей даже в творчестве... Слово "фатализм" нередко употребляется также как синоним "бытового" пессимизма — от неверия в возможность благополучного исхода инициативы и до мрачной уверенности в отрицательном её результате. Но всё же, кроме «обывательского пессимизма», более распространено античное, «философское» понимание фатума как соединения изначальных факторов неживой природы (всевозможные стихии) и последствия творения живых сущностей. Для античного человека все необоримые стихии, это — порождение "соответствующих" богов, «продукт их творческих усилий». Кроме свобод всё-могущих богов, в той же системе, в противовес и, одновременно, в дополнение понятию "фатум" существует ещё такая вещь как "жребий" (лат. fors). Это — словно бы "зазор", переменная в программе, благодаря которой реализация фундаментального высшего замысла приобретает живую индивидуальную вариабельность, а приносимые героями жертвы — действительное оправдание. В связи с этим, фатум, фатальное — есть «коллективно» творимая и "уже-завершённая-в-будущем" машина, в которой пассивным участникам достаётся участь "винтика", "инструмента" ("plebeium in circo positum est fatum", лат. — "толпа огорожена судьбиной"). Что касается активных героев, то у них — роль "сырья", "расходного материала". Таким вот образом фатум каждого живого существа и составляет единую "фатум-систему". В точности так, как из эпизодов и реплик складывается драматическое действие, происходящее в предлагаемых обстоятельствах и заканчивающееся предполагаемым образом. В этом свете бунт против рока — осмысленно совершаемый подвиг, уничтожающий героя, но влияющий на "машину" в целом; чреватая, но необходимая сущему "импровизация". ("Fata volemtem ducunt, nolentem trahunt", лат. — "Желающих судьба ведёт, а не желающих — тащит"). Здесь сто'ит заметить, что эллинистические (и "дочерние" латинские) школы оперируют категорией рока-фатума в целом солидарно. Если провести довольно условную параллель с "восточными доктринами", то в индийской традиции, по-видимому, фатуму как процессу наиболее близким будет такое понимание судьбы (дайва), в котором худая карма одного всё водит и водит по миру сансары ("Колеса жизни"), а добрая другого — позволяет ему выйти из круга рождений. Причём, от Б-га закон независим (просто Б-гу рамки уже не нужны). В циклически повторяемом бытии мира, с его изначальной данностью, есть универсальный закон бытия (Дха́рма санскр. धर्म, dharma). В широком смысле такое относится как к индуизму, так и к буддизму. Китайская философия, которую от "западной" отличает цельное (холическое) восприятие, понятие фатума не рассматривает в принципе, а более заботится о методах управления жребием (или, по большему счёту, взаимодействия с ним). В философии еврейства тоже есть соответствие понятиям фатума и жребия, хотя довольно условное и своеобразное. В книге Мишна сказано: "Аколь цафуй, веарешут нетуна, убетов аолам нидон" - "Все предопределено, но свобода дана; а мир судится по благости". Условность такой параллели — вот в этом акценте на свободе воли, которая для еврея возведена в норму жизни. В христианстве фатализм взаимно распределён самим фактом Завета между его сторонами — Отцом небесным и человеками. Спасение же христианина, возможность его обновления даны ему как дар: "Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Б-жий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Б-г предназначил нам исполнять" (Еф. 2, 8 - 10) Вот так. Как у человека есть "право греха-как-ошибки", так и у Отца — ответное право Страшного суда... В догматике ислама термины "кадар" и "кадā'" означают б-жеское предопределение, решение Аллаха, осуществления Его воли. Это не просто решение, а справедливое решение, справедливое распределение. Это воля и мощь Аллаха, воплощённая соразмерно, правильно. Следовательно, в "фатализме" есть как основание для работы духа одних, так и оправдание уныния — для других... В трёх главных авраамических религиях, помимо "диалогового" (между Творцом и человечеством) характера истории, наличествует "неслепая", этически определённая — справедливая, созидательная и открытая — заинтересованная в сотрудничестве с человеком позиция Го'спода. Если же обобщить всё сказанное, то фатализм — во всех его проявлениях есть система самоопределения человека в его вопросах о целесообразности развития и смысле бытия. В этой системе условно вынесено за скобки, но всегда незримо присутствует высшее творческое начало сущего мира. Нейтральность данной статьи поставлена под сомнение. На странице обсуждения могут быть подробности. [править] См. также Детерминизм Судьба Карма Древнегреческая мифология Бытие [править] Ссылки Fors_et_fatum "fatum - εἱμαρμένη" Предопределение и свободная воля Притчи Христовы | Короче, что будет, то и будет. Видать, недосмотрел где-то. | Всего записей: 181 | Зарегистр. 30-10-2007 | Отправлено: 05:19 12-12-2007 | Исправлено: Trancsend, 05:20 12-12-2007 |
|