«Супер 8» — совместный проект продюсера Стивена Спилберга и режиссера Джея Джея Абрамса, что, безусловно, является достаточным поводом, чтобы обратить на него внимание, даже не зная, о каком жанре и сюжете идет речь. А именно в таком положении были на протяжении последнего года все зрители планеты Земля, поскольку соавторы держали интригу и подлинное название своего грядущего проекта в тайне. В Штатах бомба замедленного действия взорвалась, как должно, фильм сразу после выхода возглавил список лидеров проката. Случится ли то же самое у нас, пока неясно. Во-первых, наши зрители более ленивы и менее падки на имена — если это не имена актеров, — чем американцы. Во-вторых, Спилберга у нас знают хорошо, а создателя сериала «Остаться в живых», продюсера ужастика «Монстро» и режиссера космического блокбастера «Звездный путь» Абрамса — гораздо хуже. В-третьих, придуманный Спилбергом и Абрамсом сплав из довольно жуткого хоррора, детского фильма воспитания и ностальгической стилизации под конец 1970-х прельстит, скорее всего, далеко не каждого. Итак, 1979-й год, штат Огайо. Компания примерно тринадцатилетних тинейджеров снимает на восьмимиллиметровую камеру любительский фильм, разумеется, про зомби. Они договариваются о встрече среди ночи на вокзале городка, где живут, и становятся единственными свидетелями страшнейшего крушения поезда — причем не случайного, а спланированного. Из бронированного вагона пущенного под откос товарняка выбирается нечто, которое стремительно скрывается в ночи. Упавшая на землю камера успевает это заснять. Далее начинается самое интересное. В город приезжают военные, начинают пропадать люди и собаки, а никто, кроме подростков, не догадывается, что происходит. И только им одним удается наладить контакт с кровожадным и невероятно опасным пришельцем, который, видимо, в незапамятные времена прибыл на нашу планету из бездонного космоса. В чем здесь выражается участие Спилберга, поймет каждый дурак: тревожное ожидание чуда, знакомое по «Близким контактам третьего вида», налицо, цитаты из «Инопланетянина» узнаются моментально. Интересно, что привнес в эту вселенную перманентного контакта человека с пришельцами Абрамс, которого поклонники считают «Спилбергом ХХI века». Абрамс — тоже мастер саспенса, но спилберговского прекраснодушия начисто лишен. А еще он умеет конструировать чудовищ, но предпочитает играть на зрительских ожиданиях, скрывая монстра от взгляда публики так долго, как это можно выдержать. Получается любопытный гибрид. Напоминая о холодной войне и разнообразных «Вторжениях похитителей тел», «Супер 8» наполнен клаустрофобическим ожиданием катастрофы и, невзирая на участие детей, здесь есть подлинно пугающие эпизоды. Однако в итоге торжествует не дружба, но некий компромисс, который тоже является формой контакта. По сути, этот фильм — «Инопланетянин», где на место симпатичного пришельца-черепашонка подставлен Чужой из одноименной картины. Пойди с таким подружись! Но у этих детей получилось. Если желать делать далеко идущие выводы, перед нами — метафора на тему ксенофобии и ее преодоления. Если же далеко не ходить, — вторичный, но превосходный подростковый триллер. Материал предоставлен изданием Вести ФМ |