Что мы празднуем... Последние годы 4 ноября празднуется как день Казанской иконы Божьей Матери, как некий «День национального единства», в который, якобы, в 1612 г. произошло освобождение Московского кремля от польско-литовских захватчиков. Посмотрим, имеет ли какое-нибудь отношение выбранная дата к действительному дню Русской независимости, к освобождению Москвы от поляков в 1612 г., воспользовавшись книгой серии ЖЗЛ (9-й вып.): Р.Г. Скрынников «Минин и Пожарский», М., 1981, переизд. в 2007 г. (в книге указывается библиография мемуаров очевидцев, публикаций источников и исторических исследований). Для XVII века разница между Юлианским и Григорианским стилями составляла 10 дней. После отражения в августе 1612 г. гетмана Хоткевича, осаждаемый польский гарнизон не спешил спускать флаг: голодные королевские солдаты сидели на огромных богатствах, награбленных ими в Москве. 22 октября, когда предводители Второго ополчения еще пытались склонить поляков к миру, казаки воровских таборов из Первого ополчения князя Трубецкого, потеряв терпение, пошли на приступ Китай-города. Атака была успешной, остатки оголодавшей «литвы» бежали в Кремль. На следующий день началось обсуждение условий капитуляции. 26 числа наемники выпустили из Кремля русское население, точнее - священство и думских бояр, приведших некогда гетмана Жолкевского, с остатками их свиты. Прочие русские люди, жившие в Кремле, к тому времени голодающими захватчиками были съедены [см. Скрынников, 1981, сс. 290, 294]. «Впереди шел Мстиславский с повязкой на голове, поддерживаемый под руки холопами. Подле Мстиславского теснились Иван Воротынский, Иван Романов и его племянник Михаил» [там же, с. 293]. Шёл и епископ Арсений Грек, назначенный оккупантами на место уморенного ими голодом патриарха Гермогена, ярый сторонник Сигизмунда, «видение» которому Сергия Радонежского на минувшей неделе, посулившего прекращение бедствий, помогло ему аргументировать перед боярами необходимость капитуляции (перед ляхами он об этом заикаться не рисковал!). Самое забавное, что эта хула непотребного инородца на св. Сергия, защитника Русской государственности, ныне тоже цитируется, как образчик «божьего промышления». На следующий день, 27 числа из Кремля вышли, положив оружие, польские оккупанты. Казаки тогда не запятнали себя христианским «гуманизмом» и ляхов из состава полка Гонсевского, выходивших сдаваться в их расположение, «в живых оставили лишь немногих». Вслед за этим ополчению Минина и Пожарского сдался полк Струся, цитадель столицы заняли русские ополченцы. Теперь сделаем арифметический подсчет. Если считать, какая Григорианская дата выпала на тот день в XVII веке, получается 6 ноября. В ХХ и ХХ1 веке получается 9ноября. Словом, как ни крути, к задекларированным событиям празднование 4 ноября не имеет никакого отношения. Роман Жданович |