Из других источников мы узнаем о том, что евреи-арендаторы и сборщики налогов, не говоря уже об управляющих поместьями, имели право наказывать православных крестьян и – особенно растиражированная деталь – за неуплату податей забирать ключи от церквей, лишая жителей службы и жизненно важных обрядов (крещение, венчание, отпевание), пока те не заплатят. Ваад Четырех земель еще в конце XVI века предостерегал от откупа налогов, прозорливо полагая, что это рано или поздно вызовет сильное народное недовольство и выйдет евреям боком. Генрих Грец в своей «Истории» обрушил на польское еврейство мощную инвективу в просветительско-секулярном духе, обвинив его в обмане иноверцев и общей хитрости и изворотливости, проистекающих из погруженности исключительно в талмудические штудии, из «одностороннего развития интеллекта, оттачивания умственных сил в ущерб силам душевным»[7]. С.Я. Боровой, переводчик еврейских хроник о гзерот тах-тат, в своем Введении клеймит еврейских арендаторов и откупщиков за «эксплоатацию крестьянских масс» и неправильную классовую позицию: «арендаторы-евреи всеми своими классовыми интересами, всей своей хозяйственной практикой смыкаются с феодальной верхушкой польского общества»[8]. Апологетическая еврейская историография сочувствует украинскому еврейству, традиционно лояльному государству (и, добавим, правящему классу) и потому оказавшемуся «между молотом и наковальней». |