London & Boston 1984 Р. Хеймен Светофильтры ... хрум (стр. 31-32) Многие фотографы рекомендуют держать ультрафиолетовый фильтр на объективе постоянно, на всякий случай, как дополнительную защиту передней линзы объектива. Другие полагают, что светофильтр следует устанавливать на объектив только, когда это действительно необходимо, и снимать его, как только он больше не нужен. Сторонники второй точки зрения считают, что светофильтр должен использоваться только в тех случаях, когда без его действия нельзя обойтись, так как качество фильтров обычно ниже оптического качества объективов. В этой точке зрения много здравого смысла. Объективы имеют наилучшие характеристики без дополнительной оптики, даже если она высокого качества. Ультрафиолетовый светофильтр (или любой другой светофильтр) не является заменителем крышки объектива. Но если передняя часть объектива подвергается опасности в самом процессе фотографирования, например при сильном дожде, брызгах морской воды, струях песка или пыли во время сильного ветра, то светофильтр можно использовать в качестве защитного приспособления. При съемке в таких условиях лучше чаще чистить светофильтр, чем фотообъектив. Если случится какое-либо повреждение, то дешевле заменить светофильтр, чем объектив. Однако в нормальных условиях ничего нельзя выиграть от размещения двух дополнительных поверхностей раздела стекло — воздух между снимаемым объектом и объективом. Многие современные высококачественные фотообъективы не нуждаются в ультрафиолетовых светофильтрах в любых условиях. Типичными примерами являются фотообъективы «Цейсс планар» и «Лейка», производимые примерно с 1965 г. Эти объективы изготовлены из специального стекла и фактически непроницаемы для УФ-излучения. Для соединения различных элементов объектива используется особый клей. Фирма «Лейтц» гарантирует идентичное цветовое пропускание всех своих фотообъективов и нейтральное воспроизведение цветов даже на очень больших высотах. Другим доводом против использования ультрафиолетового светофильтра без особой в том необходимости является вероятность внутреннего отражения и образования бликов в •оптически плоском стекле даже при наличии просветляющего покрытия, особенно при съемках восхода и захода солнца, при ночных фотосъемках объектов с уличными огнями или другими яркими источниками света или очень ярких объектов с очень темным окружением, таких, как арки и тоннели. В результате часто обнаруживается общее искажение изображения, вызванное снижением контраста, особенно на наиболее темных участках. Использование ультрафиолетового светофильтра с широкоугольным объективом таит в себе опасность дальнейшей потери качества из-за неравномерного освещения, поскольку лучи света, попадающие в объектив сбоку, должны пройти в фильтре большее расстояние, чем лучи, поступающие в объектив около его оси, что особенно заметно при съемках на цветной обращаемой фотопленке. По этой причине многие производители не рекомендуют применять внешних светофильтров с их особоширокоугольными объективами. Это же побуждает их самих монтировать светофильтры в задней части оправы объектива (с. 58). При таком обилии доводов против применения ультра фиолетовых фильтров возникает вопрос, существуют ли условия, при которых они необходимы или даже полезны? На море, на морском берегу или на высотах более 1000 м использование ультрафиолетовых светофильтров полезно. Заметим, однако, что это не единственный светофильтр, который поглощает ультрафиолетовое излучение. Как мы увидим позднее, многие контрастные светофильтры, столь излюбленные фотографами-пейзажистами, также поглощают ультрафиолетовый свет, одновременно выполняя свои собственные функции (с. 88—94) разделения различных цветов, которые обычно передаются в одинаковых тонах, или разделения одинаковых цветов на фотографии. хрум... |