nikolajzd
BANNED | Редактировать | Профиль | Сообщение | Цитировать | Сообщить модератору F-22, несомненно, является на данный момент самым технически совершенным из серийных истребителей и единственным же серийным представителем истребителей “пятого поколения”.Создание истребителя ATF (ныне - F/A-22A, разработанного объединением "Локхид Мартин") стало ответом на появление отечественных истребителей МиГ-29 и Су-27. F-22 - единственный в мире серийный истребитель, имеющий двигатель с отклоняемым вектором тяги. ! Двигатели - два. Это Pratt & Whitney F119-PW-100 - турбореактивные двигатели самых современных технологий. Двигатель F-119 примечателен прежде всего тем, что он без использования форсажной камеры позволяет F-22 лететь на сверхзвуке (M=1.5). При этом, раз нет форсажа, то лететь с такой скоростью можно долго, спокойно и не слишком заметно - ведь нет яркой и горячей реактивной струи, как в случае с форсажем. Все эти хитрые способности происходят из того, что F-119, как заявляет Pratt & Whitney, самый эффективный (в плане соотношения тяга/собственный вес) двигатель (без форсажной камеры), устанавливаемый на серийные истребители. И в такое заявление можно поверить, потому что F-22 и вправду летает. Второй особенностью F-119 является отклоняемый вектор тяги. Сопло (на которое мы уже обращали внимание) сконструировано таким образом, что позволяет регулировать направление реактивной силы. Вектор тяги отклоняется в одной плоскости (вертикальной), на 20o от продольной оси двигателя в каждую из сторон. Такое положение дел весьма сильно добавляет маневренности истребителю F-22. И опять, F-22 - единственный в мире серийный истребитель, имеющий двигатель с отклоняемым вектором тяги. (Да, существует российский МиГ-29 ОВТ с модифицированным двигателем РД-33, - тут вектор тяги вертится еще похлеще, чем у F-119, - но, к большому сожалению, этот самолёт пока далёк от того, чтобы стать серийным.) F-22A Raptor — чудо техники, второй год состоящее на вооружении армии США. Двигатель с тем самым отклоняемым вектором на соплах, но плюс к тому работающий в немыслимых режимах, позволяющих лететь десятки минут на сверхзвуковой скорости Крылатый Raptor Крыло F-22 лишено какой-то развитой механизации, причиной тому служит не только то, что крыло предназначено для сверхзвукового полёта, но и требования по реализации малой радиолокационной заметности. Высокая острота передней кромки крыла (оснащённой предкрылком) - это не более чем стандартное требование сверхзвуковой аэродинамики, правда, в данном случае работающее на пользу малой заметности. Консоли, по данным “Боинга”, изготавливаются из титановых сплавов и композитных материалов. Внутри крыла, понятное дело, находится топливный бак. Также, ближе к законцовкам расположены антенны системы помехопостановки. Вообще, компоновка F-22 очень плотная, а свободное пространство - в дефиците, поэтому наверняка там ещё много чего понаставлено внутрь крыла, из тех устройств, которые не афишируют. Конечно, на поверхности консолей нет ни единой торчащей заклёпки, а все технологические лючки зализаны настолько хорошо, что с трудом угадываются визуально. Скрытный Одним из ключевых требований к истребителям пятого поколения является их малая заметность, причём не только радиолокационная, хотя снижению последней отводится главная роль. Традиционно комплекс технологий снижения радиолокационной заметности (а также и заметности для других средств обнаружения) обозначают термином “Стелс”. Читать дальше.. После всех улучшений, остаётся лишь одна трудность, зато максимально сложная: бортовая РЛС истребителя. Дело в том, РЛС содержит антенну, а подобная антенна, по самой своей природе, должна являться отличным отражателем электромагнитного излучения. Если не принять мер, то все прочие достижения по снижению заметности фактически полностью теряют смысл. Так вот, получается, что всё завязано на радар. (На F-117, например, радара просто нет.) Между тем, Northrop Grumman и Raytheon - американские компании, разработавшие радар для F-22 - утверждают, что им удалось решить и эту, весьма технически сложную, проблему. Правда, именно радар F-22 является совершенно секретным устройством (особенно в части антенны). Так что то, насколько успешны новейшие микроэлектронные достижения корпораций, создавших F-22, проверить пока очень сложно. Российским разработчикам пока не удается воспроизвести технология «стелс». Максимум, чего нам удалось добиться в этой области, — создать макет беспилотного аппарата «Скат», который демонстрировался на МАКСе. F-22 готовят к бою Некоторые пилоты из 27-ой эскадрильи уже налетали по три сотни часов на новейшем истребителе. Первые боевые операции с участием F-22 возможны, как планируется, уже в 2007-ом году (угадать, в какой точке мира - предлагается экспертам по геополитике). Впрочем, командир авиаотряда заявляет, что “готовы вылететь хоть сейчас, если потребуется”. Логично считать, что успешная “боевая обкатка” самолёта послужит дополнительным стимулом к широким закупкам и началу перевооружения ВВС. Неприятная проблема в том, что для демонстрации всей наработанной мощи F-22 нужен противник посильнее. В производстве самолетов пятого поколения мы отстали примерно на восемь лет, утверждают руководители НПО «Сатурн», нашего головного производителя авиационных двигателей |