Alextpp
BANNED | Редактировать | Профиль | Сообщение | Цитировать | Сообщить модератору Цитат о положении учительской братии в Российской империи у меня много. За 5 лет изысканий удалось собрать много информации, познакомиться с образом мышления людей XIX века, понять логику действий властей в губерниях. Это занимательный опыт. Приведу цитату смотрителя Феодосийского уездного училища Бардунова об учителях: «Заехавши в дальний, неизвестный край, очутившись среди чужестранных, многоразличных народов, мало имеющих понятия о просвещении; будучи в кругу сего низкохарактерного общества, занимающегося более умножением прибытков своих, нежели воспитанием детей, представляя сие последнее случаю и природе; не имея ни малейшего способа к поддержанию своего состояния к удовлетворению нужд своих, при малом своем жалованье, которое употребляется на квартиру и тощий стол, – теряют благородное сознание самого себя, душевное спокойствие, терзаемое бедностью и презрением, теряют наконец и присутствие духа. Счастлив, могущий при таких искушениях пренебречь общим мнением молодости; счастлив сугубо, кто имеет столь могущественную душу, что может противополагать сей уничтожающий вопрос своему собственному достоинству, спокойно взвешивать, рассматривать и, погребая всё в глубине своего сердца, честными средствами заставлять наконец улыбнуться слепое коловратное счастье. Но много ли таковых молодых людей? Молодой человек, преданный самому себе, при пылких чувствах и твёрдых правилах, не имея пищи живому своему воображению, предаётся сперва унынию; обманувшись в своей льстящей надежде, обуреваемый страстями, окружённый убожеством, преследуемый желаниями, внимая более голосу сердца, советам сытости, он предаётся отчаянию, предаётся всем ужасам разврата и, забывши самого себя, не может помнить о возложенных на него должностях. Вот отчего плодом для приехавших в сие училище учителей является невозможность утвердить их постоянного жилища в Феодосии, следовательно, не может учитель принести существенной пользы училищу. По приезде в Феодосию, усматривая величайшия неудобства, при первом взгляде открывающиеся, спешит он поправить так называемые обстоятельства всеми силами, старается переменить место, и в сем старании предаётся нерадивости к должности, а в противном случае и самому разврату. Никакой опытный начальник никакими, можно сказать, силами, не может отвратить сего давно вкоренившегося зла, имеющего великое влияние на чиновничьи училища, и налагающего преграду в ходе и успехах просвещения юношества». Половецкий А. Исторический очерк Феодосийскаго уезднаго училища. / А. Половецкий // ИТУАК. – Симферополь, 1918. – № 55. – С. 296 Меня восхищает язык, которым писали в XIX веке. Оцените, с какой поэтичностью и искренним сожалением описывает учительский быт смотритель училища. Можно представить себе эту картину погрязшего в кризисе молодого человека, который потерял призвание, потерял себя, прогнулся под давлением тяжёлых обстоятельств. И это цитата из официального отчёта государственного служащего. Можно ли представить такую цитату в отчёте сейчас? Советский канцелярит безнадёжно уничтожает всё человеческое в чиновниках. Стоит ли удивляться, что и нас за людей они перестают считать? |