MR_DesigneR
Platinum Member | Редактировать | Профиль | Сообщение | Цитировать | Сообщить модератору pita Интересно, что вы думаете об этом - Ленинского понимания сознания какой-то связный рассказ. Достаточно будет выпи-сать эти узлы и сделать их узнаваемыми. Тем самым они перейдут из научного под-сознания в явную часть сознания. В разбиравшейся работе Рубинштейна «Проблемы психологии в трудах Карла Маркса»Ленин поминается четыре раза. Первая мысль узнаваема всеми, кто хоть как-то соприкасался с совет-ской культурой. Сначала Рубинштейн, потом Ленин: «Основные формулы Маркса о сознании общеизвестны, "Сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни", то есть сознание как отражение бытия — по формуле Ленина» (Рубинштейн, Проблемы психологии в трудах..., с. 28). Ленин, как здесь это заметно, явно следует в своей «формуле» за Мар-ксом. Но любовь к формулам, которую испытывали марксисты, уязвима. Формулы вообще коварны, потому что они есть извлечение знаков из живой и полноценной жизни. Они всегда пригодны лишь для тех частных случаев, для которых созданы. Ленин же пытался здесь из Марксова высказывания сделать формулу для всей жизни. По крайней мере, она так звучит. Но при этом, если принять ее буквально, придется признать, что сознание самого Ленина в последние годы его несчастной жизни отражало российскую дей-ствительность как сумасшествие. Конечно, можно принять и это. Но тогда психология превращается в анекдот. На деле же, ошибка была заложена уже в исходном рассуждении Мар-кса. Оно некорректно, если использовать язык логики. Сознание есть осоз-нанное бытие, вот, по сути, исходная Марксова формула. Но осознанное бытие есть лишь осознанное бытие. Для того, чтобы бытие осознать, нужно сознание. Сознание не приравнивается к своему произведе-нию, а значит, остается за рамками определения так и неопределенным. В сущности же Маркс говорит здесь: Марксизм не будет заниматься сознанием, он возьмет из него лишь способность делать бытие осознанным. Ленин же добавляет: точнее, мы возьмем то, как бытие отражается в созна-нии человека, и построим на этом нашу социальную механику. Собственно говоря, нас и интересуют лишь приводные ремни от партии к массам. Эта мысль о приводных ремнях, обыгрывание ленинского определения профсоюзов, на деле, похоже, не противоречит Ленинскому подходу к воп-росу о сознании. Для Ленина Психология существовала только как Наука действенная. И если сами психологи могли растекаться мыслью по древу, то Ленин выбирал из Психологии строго только то, что работало. |