Хорошая власть должна выражать интересы народа» — потребовались столетия политической и теоретической борьбы, чтобы этот тезис превратился из преступного в очевидный. Большая часть мира сегодня так или иначе стремится к «демократии», «народной диктатуре», популизму… Однако доверие к такой власти повсеместно падает, в то время как неравенство (и не только в доходах) — растёт. Что же это за «народ», чьи интересы выражаются? Как он соотносится со всем разнообразием людей, проживающих на территории данного государство (а иногда — и за границей)? Можно ли выделить у «народа» какие-то непротиворечивые интересы? Наконец, что это за странные люди — политики — выражающие чужие интересы и, вероятно, не имеющие собственных? В древней Греции демократия спокойно игнорировала интересы рабов; миллиардер Дональд Трамп, обещавший вернуть власть от элит к людям, уверенно атаковал мигрантов и получающих пособия бедных… Что мы упускаем? ... проблема становится особенно острой в ситуации прекаризации, т. е. когда всё больше и больше людей становятся «лишними», ненужными капиталистической экономике. «Неолиберальная» модель общества предполагает, что каждый является лично ответственным за свою судьбу: чтобы нормально жить, нужно лишь усердно работать и не тратить деньги попусту. Однако теперь возможность «усердно работать» априори, из-за устройства капиталистической системы, доступна всё меньшему количеству людей. Говоря об «успешных» и «неудачниках», мы игнорируем растущую категорию «ненужных», обрекаем их на гибель и не замечаем важных системных сбоев. ... крупный капитал не просто «не замечает» работников или мелкий бизнес — он активно противодействует представлению его интересов. Упомянутый Трамп не просто «игнорировал» мигрантов или живущих на пособие — он приносил их в жертву «среднему классу», поскольку тот меньше будет сопротивляться понижениям налогов на богатство и другим мерам, выгодным богатому меньшинству. Идеологи реальной западной демократии вроде Сеймура Липсета прекрасно осознавали, что, например, полноценное включение в политику низших слоёв, составляющих подавляющее большинство граждан, приведёт к ликвидации имущего меньшинства, а то и частной собственности как таковой. |